Русские и эскимосы Аляски: чему они научили друг друга
Взаимодействуя с коренным населением Аляски, русские промысловики, охотники и старатели быстро перенимали культуру эскимосов – инуитов и юпиков, поскольку местные народы были хорошо приспособлены к выживанию в условиях Арктики. Русские, так же, как и американцы, соперничающие с ними, начинали одеваться в глухую меховую одежду, носить торбасы, использовать новые охотничьи приемы. Большинство заимствований не сохранилось и было утрачено после того, как переселенцы вернулись в Россию.
Но есть несколько вещей, которые были подсмотрены русскими именно на Аляске.
Иглу
Снежный дом иглу, в котором аляскинские эскимосы живут зимой, представляет собой купол, построенный из кирпичей, которые нарезают из слежавшегося снега. Диаметр иглу составляет от трех до четырех метров, а высота равна высоте человеческого роста. Поскольку пол в иглу находится чуть выше, чем вход в жилище, представляющий собой короткий коридор из снежных кирпичей, то вход не закрывают – так сохраняется приток воздуха, не выходит тепло, а свет проникает сквозь снежные стены или через прорубленное в стене окно. В иглу сухо и гораздо теплее, чем снаружи.
Официальная история гласит, что в первый иглу якобы построил канадский антрополог Вильямур Стефанссон, который поведал об этом в своей книге. Случилось это в 1914 году.
Впрочем, согласно хроникам экспедиции к Северному полюсу Георгия Яковлевича Седова в 1912 – 1914 гг, её участники вовсю строили иглу, чтобы пережить холод.
Во время вынужденной стоянки на Новой Земле зимой 1912–1913 гг. самим Седовым и матросом Томиссаром во время научных наблюдений на дном из мысов острова было построено эскимосское иглу. Его предполагалось использовать для укрытия.
Очевидно, что участники экспедиции относились к иглу с некоторым недоверием, так как сами предпочитали жить рядом, в палатке. Поскольку однажды в иглу положили запасы мяса, то снежный домик прослужил недолго – в лагерь Седова наведался белый медведь и разрушил иглу, слопав припасы.
Однако в следующую зиму использование иглу стало способом выживания экспедиции – практически все дерево было сожжено в топках «Святого Фоки» в попытках пробиться через льды на чистую воду к земле Франца-Иосифа. Поэтому в бухте Тихой русским пришлось строить иглу, чтобы не замерзнуть во время отлучек с «Фоки».
Советские полярники продолжили традицию Седова. Иглу они строили больше для сохранения сложной техники. Например, работники геофизической обсерватории на Большом Ляховском острове зимой 1928 – 1929 гг. построили иглу для замены лент на аппаратуре.
К строительству иглу приходилось прибегать и участником арктической экспедиции ледоколов «Седов», «Малыгин» и « Садко», которая состоялась в 1937 году – их строили как лаборатории.
В 1938 году на одном из островов архипелага Норденшельда был построен большой иглу, который служил павильоном для научных наблюдений, температура внутри была около 0, тогда как снаружи было –30 градусов.
До сих пор в России иглу используют горные туристы, альпинисты и охотники.
Каяк
Верткая, крытая сверху одиночная лодка – «каяк», была широко распространена у эскимосов Аляски; даже название за лодкой сохранилось прежнее: qajaq, qayaq, что значило – «крытая».
Это традиционное средство передвижения по морю среди льдов делалось из плавника или кости, из китового уса и обтягивалось сверху сшитыми моржовыми или тюленьими шкурами. Чтобы вода не попадала внутрь, делался специальный клапан из кожи.
Эскимос сидел в каяке, скрытый по пояс, и греб одним широким веслом, а при необходимости мог легко перетащить каяк через лёд, перегородивший ему дорогу. У эскимосов Аляски существовали одно-, двух- и трехместные каяки.
Эскимосский переворот
Вместе с искусством вождения каяка был перенят и прием, которым эскимосские мужчины возвращали лодку в вертикальное положение при её опрокидывании. Этот приём состоял в одном сильном гребке веслом, а всего было около десяти приемов «поставить каяк на киль». Опытный охотник мог вернуть каяк в нормальное положение, даже если в руках у него оставалась половина весла или же вместо весла он держал гарпун.
Считается, что к русским этот прием перешел лишь после 1965 года, когда его «заново открыли» после популяризации каякинга американцы. Однако прием этот был широко известен среди северных народов России, контактировавших с эскимосами, а следовательно, известен и русским полярникам.
Заимствования эскимосов
Не только русские перенимали традиции и элементы быта у эскимосов, но и многое дали этому народу: скамейки и табуретки, удобную одежду, посуду, в том числе глиняную, которую они до русских никогда не делали.
Кроме этого на Аляске сохранились русские имена и фамилии, обладатели которых живут и сейчас. До сих пор на американской территории есть люди с именами Nikolai, Yaska, Pitka, Waskey, Egnaty, Ivan. Есть и русские фамилии: Belkoff, Odinzoff, Ivanoff.
У эскимосов-юпиков остался обычай строить небольшие бани, которые в прежние времена рубили из бревен, а сейчас делают из фанеры и пенопласта. В некоторых местах сохранились русские песни. Историк Павел Анатольевич Филин в работе «Русские заимствования в традиционной культуре народов Аляски» отмечал, что на Аляске до сих пор поют «Я по сенюшкам гуляла», «В темном лесе» или «В осемьсот третьем году, на Кадьяке острову». Впрочем, ученый отмечал, что слова уже почти не понимают, но мотивы воспроизводят очень точно.
Самое масштабное, что эскимосы переняли у русских на Аляске — это православие. Многие деревянные храмы, которые действуют до сих пор, были построены уже после того, как русские покинули Американский континент. Этнографы отмечают, что эскимосские кладбища очень похожи на русские – местные ставят на могилах кресты, но очень любят их украшать цветами и венками. Распространены и старообрядческие двухскатные домовины, которые часто встречаются на Русском Севере.
Читайте наши статьи на Дзен