Народы

Чукчи: главные тайны этноса

Автор: Орынганым Танатарова  |  2021-05-16 16:00:39

Самобытная культура чукчей и их обычаи всегда интересовали исследователей. Тем более, что о непростой жизни данного народа существуют крайне противоречивые сведения. Это и жутковатые рассказы о древних традициях, и мистические предания шаманов, и веселые анекдоты или скабрезные шутки, и военные байки, и реальные истории кровопролитных сражений. Причем, действительность порой оказывается гораздо поразительнее вымысла.

Коренные северяне

Известный этнограф Владимир Тан-Богораз в первой части своей работы «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.) отметил, что само слово cawcu, от которого произошло название этого народа, означает «некто, владеющий большим количеством оленей». То есть, богач. Так называют себя чукчи-животноводы. А вот их прибрежные сородичи, занимающиеся промыслом китов и моржей, именуют себя аŋqaiьt – приморские жители.

Весь же свой народ чукчи называют луораветланы (lье-orawetlai), что означает «настоящие люди». Как ни странно, этому есть вполне логичное объяснение. Согласно данным многочисленных исследований, предки современных коренных жителей Чукотки населяли этот суровый край еще на рубеже IV-III тысячелетия до н. э. Они являются аборигенами, а представители других народов в разное время перекочевали на их землю. Естественно, чукчи всегда считали новых соседей кем-то вроде пришельцев, поэтому настоящими людьми называли только себя.

Как отмечал В.Г. Тан-Богораз, изначально чукчи жили на побережье и занимались промыслом морского зверя, затем многие из них занялись оленеводством.

Групповой брак

Сексуальные обычаи чукчей породили скабрезные анекдоты. У всех этих шуточек, как ни странно, есть реальная основа. Среди жителей Крайнего Севера существовала практика группового брака, когда несколько мужчин становились «товарищами по жене», фактически обмениваясь супругами время от времени.

«Родство по групповому браку считается равносильным кровному родству. Дети, рожденные в семьях, входящих в брачный союз, считаются двоюродными или даже родными братьями и сестрами», – написал В.Г. Тан-Богораз.

По мнению этнографа, вступать в подобные отношения людей заставляют суровые условия жизни в тундре. Если у мужчины нет «товарищей по жене», то в случае его гибели некому будет позаботиться о вдове и сиротах.

Смена пола без операции

Еще один пикантный для остальных россиян обычай – смена пола, которую довольно часто практикуют чукотские шаманы. Причем, обходятся они без хирургического вмешательства, а лишь с помощью мистических практик. Об этом научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Александра Романенко написала в статье «Гендерный аспект в шаманизме чукчей».

Исследовательница рассказала, что маги и целители Крайнего Севера объясняют подобную трансформацию повелением kelet – особого духа. Это личный покровитель и ритуальный супруг шамана, который помогает своему избраннику (избраннице) проводить все необходимые обряды.

Далеко не каждый шаман соглашается сменить пол по приказу духа, некоторые люди предпочитают покончить с собой. А те, кто согласился, последовательно проходят три стадии перевоплощения. Например, мужчина может поначалу просто взять себе женское имя и поменять прическу. Затем он начинает одеваться в дамскую одежду и кокетливо разговаривать с представителями сильного пола. В конце концов, такой шаман трансформируется настолько, что может стать кому-то верной супругой.

Не боятся смерти

Многие ученые отмечают, что среди чукчей не было принято бояться смерти, поскольку они не связывали загробный мир с чередой бесконечных страданий. Например, если на стойбище нападали многочисленные враги и уничтожали всех взрослых мужчин, то женщины убивали собственных детей, а затем совершали самоубийства, лишь бы не попасть в плен. Жизни в рабстве они предпочитали смерть, поскольку верили, что их семьи снова соединятся в загробном мире.

По той же причине среди чукчей существовал обычай добровольной смерти, когда старики или люди, неспособные больше трудиться, расставались с жизнью. Они не хотели быть обузой для своих детей и внуков. Да и считали, что на том свете им будет лучше.

Воинственный народ

Известный историк Александр Нефедкин в книге «Военное дело чукчей (середина XVII – начало ХХ в.)» (СПб, 2003 г.) подчеркнул, что жители Крайнего Севера с древних времен умели сражаться. Идеалом мужчины для чукчей всегда был храбрый и сильный воин. Поэтому мальчиков с ранних лет готовили к будущим ратным подвигам.

Выносливые и умелые бойцы, несмотря на свою сравнительную малочисленность, сумели отвоевать у соседей огромные территории: от Берингова моря до р. Индигирки. По площади эти земли примерно равны современному Казахстану.

Убив очередного противника, чукча наносил на свое тело специальную татуировку. Обычно это была лишь точка на запястье правой руки. Так воины вели счет поверженным врагам.

Победа над русскими

Во второй половине XVII века началось ожесточенное противостояние чукчей и Российской империи, активно расширявшей свои границы. И победа в целой череде войн, продолжавшихся почти столетие, осталась за коренными жителями тундры. Об этом доктор исторических наук Андрей Зуев написал в статье «Русская политика в отношении аборигенов крайнего Северо-Востока Сибири (XVIII в.)», которая вышла в «Вестнике Новосибирского государственного университета» (№ 3 за 2002 г.).

Несмотря на всю военно-промышленную мощь империи, покорить воинственных жителей Чукотки так и не удалось. А сами они сдаваться и добровольно выплачивать русским ясак никак не соглашались. В результате, уже в 1760 г. на смену силовым методам пришли попытки «договориться по-хорошему». Тогда чукчи тоже изменили свое отношение к русским.

Генетические особенности

Биологи и ученые-медики пытаются понять: как чукчи смогли приспособиться к жизни в тундре. Данной теме посвящена статья «Морфологические и физиологические особенности коренного населения Крайнего Севера», написанная группой исследователей: Т.Е. Бурцевой, М.С. Саввиной, Т.Е. Уваровой и Т.С. Неустроевой. Эта работа вышла в «Дальневосточном медицинском журнале» (№ 2 за 2009 г.).

Ученые отметили, что в результате эволюции, проходившей в суровом климате, чукчи обрели ряд генетических особенностей. Например, система их кровообращения устроена так, что позволяет максимально сохранять тепло, а обмен веществ у этих людей более интенсивен. Причем, основу питания чукчей составляют не углеводы, а белки и жиры. Ученые также обнаружили, что объем легких у жителей Крайнего Севера, по сравнению с южанами, заметно увеличен, что также помогает противостоять суровому климату.

Кстати, даже пожилые чукчи редко сталкиваются с такой проблемой как повышенное давление.

Еда с трупным ядом

Военный врач Андрей Ломачинский в книге «Вынос мозга. Рассказы судмедэксперта» (М., 2007 г.) описал копальхем – национальное блюдо чукчей, эскимосов и ненцев. По сути, это мертвечина. Готовят его без особых изысков: оленя душат на ближайшем торфянике, затем тушу топят в болоте и оставляют медленно разлагаться, отметив это место каким-нибудь приметным колышком.

Заблудившийся в тундре чукча может найти копальхем и не умереть от голода. Останки оленей «законсервированные» столь необычным способом встречаются практически по всей Чукотке. Но никому кроме коренных жителей Крайнего Севера есть это блюдо ни в коем случае нельзя. Сгнившее мясо содержит в себе трупные яды, способные убить человека.

А вот чукча не отравится, поскольку в его организме имеется необычный фермент – цитохром Р450, он способен сделать пригодным для употребления в пищу не только копальхем, но и сгнившее мясо моржей, и тухлую рыбу.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи