Какое наказание ждало цыгана, изменившего своей жене
Несмотря на крайне патриархальный уклад жизни, цыганам не чужды свои слабости. В том числе и супружеские измены. Жена, изменившая мужу обречена на страшное наказание вплоть до убийства, а вот мужчин, изменивших женам, не так осуждали. Но женщины все же имели право наказать неверного супруга. Особым способом.
Измены среди цыган
Как пишет в своей книге «Цыгане: миф и реальность» (Институт этнологии и антропологии РАН, 1995) Н. Г. Деметер, браки у цыган, по крайней мере в прошлом, были весьма крепкими. Разводы среди цыган были очень редким явлением. Что касается измен, то со стороны женщин подобные поступки считались недопустимыми. Одна цыганка, собеседница Дмитрия Фалеева, автора издания «БАХТАЛЕ-ЗУРАЛЕ! Цыгане, которых мы не знаем», упоминала о случаях убийства своих жен мужьями за измену. «Раньше строго было, не то, что сейчас» — добавила женщина.
Примечательно, что другие цыгане, слова которых приведены в издании Николая Бессонова, «Цыгане и пресса», утверждают, что измена женщины не считается тяжелым преступлением — по крайней мере до того, пока измену не заметили родственники мужа. Как бы то ни было, с женского пола спрос всегда был больше, чем с мужского. Вот и Н. Г. Деметер сообщает о том, что измена со стороны мужа хоть и порицалась общественностью, но все же допускалась. Впрочем, обманутые цыганки имели право сами наказывать неверных супругов, а делали они это с помощью своих знаменитых юбок.
«Нечистая» часть тела
Цыганки не зря издавна надевали на себя сразу несколько юбок. Дело в том, что, как указано в сборнике статьей «Цыгане» (Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1999), часть тела ниже пояса у женщин, состоявших в браке, считалась нечистой, а потому такой же нечистой становились и их юбки. Предметы, пища, животные и люди становились неприкасаемыми, если замужняя женщина переступала через них или задевала низом своей юбки, случайно или нарочно. Если юбка касалась посуды с едой, то еду выбрасывали вместе с посудой. Именно поэтому раньше цыганки носили ведра с водой только на голове.
Для того, чтобы по неосторожности не осквернить какой-то предмет или человека, цыганки и носили несколько юбок. Самая нижняя юбка считалась и самой нечистой. Окончательно нейтрализовал «нечистоту» нижней половины женского тела фартук — кэтрынцы. По крайней мере так утверждают авторы издания «Цыгане Перми: история и культура», Александр Черных и Дмитрий Вайман. Фартук представлял из себя прямоугольное полотнище, уложенное в складку за поясом. В былые времена фартук и юбки в обязательном порядке были разных расцветок.
«Юбочное» наказание
Несмотря на наличие фартука, «нечистость» нижней юбки никуда не исчезала. И цыганки этим обстоятельством искусно пользовались. Так, если верить автору издания «Этнические преступления: особенности процессуального доказывания» Виталию Пономаренкову, прикосновение женской юбки к супругу или любому другому мужчине считалось среди цыган мужского пола большим позором. Именно поэтому нередко женщины делали это специально, в качестве мести за нанесенную обиду.
С помощью юбок цыганки наказывали и неверных мужей. Как утверждает Ефим Друц, автор книги очерков «Цыгане», женщина, уличившая мужа в супружеской неверности, имеет право осквернить, опозорить его своей юбкой, набросив ее на голову мужа. Какой это был позор для настоящего цыгана можно представить, если принять во внимание тот факт, что женские юбки считались до того оскверненным предметом гардероба, что стирались всегда в последнюю очередь после мужской, а потом и детской одежды. Даже сами цыганки никогда не надевали и снимали юбки через голову. Поэтому юбки никогда не сшивались: разрез спереди закрывался фартуком.
Читайте наши статьи на Дзен