Самомумификация: чем должны были питаться монахи, желающие стать мумиями
Многие представители древних народов хотели, чтобы их тела после смерти превратились в мумий. Египтяне, например, считали нетленное тело посмертным «убежищем» души и жизненной силы человека. Некоторые ещё при жизни начинали готовиться к будущей мумификации, для чего соблюдали особую диету и выполняли ритуалы.
Предсмертная подготовка
Ещё тысячи лет назад было замечено, что есть люди, тела которых лучше сохраняются после смерти, чем тела других. Первыми, кто подошёл к этому вопросу с практической точки зрения, были, вероятно, как раз жители долины Нила.
Британский египтолог Эрнест Бадж в книге «Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц» приводит рассказ о смерти египтянина Ани. Узнав, что Ани умирает, к нему стали приходить служители храма, чтобы подготовить его к смерти. Они дежурили возле Ани, ожидая, когда он испустит дух.
«Один приносил ему амулет, другой – лечебный отвар из трав и т.д.», – отмечал Бадж.
Хотя предназначение отвара описано как медицинское, не исключено, что его функция заключалась в том, чтобы ускорить смерть или очистить организм умирающего.
Но ещё в большей степени успешной мумификации способствовала диета. И здесь имущие классы Египта находились в худшем положении, чем неимущие. Дело в том, что тела худощавых людей быстрее подвергались воздействию натрона (натриевого щелока), растворявшего мышечный слой в процессе мумификации.
«Аскетическая жизнь египетских бедняков после их смерти позволяла бальзаматорам тратить меньше усилий для обеспечения сохранности их останков», – констатирует кандидат исторических наук Эдуард Дворников.
Предсмертная подготовка к мумификации существовала и у народа ибалои, живущего на севере Филиппин. Издавна они сохраняли трупы методом копчения и хоронили их в позе эмбриона в пещерах Кабаяна. Для очищения тела ибалои давали умирающим людям растительные продукты, а для обезвоживания поили их солёной водой. Непосредственно же перед смертью человек выпивал концентрированный соляной раствор.
В какой-то степени влияние на посмертное состояние тела, оказывала, вероятно, и психологическая готовность к смерти. Но о соответствующих ритуалах известно мало. Некоторые сибирские шаманы занимались мысленным «препарированием» собственного тела – они «вынимали» из себя сердце, «очищали» кости от плоти и т.д. Возможно, такие практики являются отголосками обрядов, связанных с мумификацией, которая в древности практиковалась на Алтае и в Туве.
«Прижизненная мумификация»
Наибольшего развития ритуальная подготовка тела к смерти достигла в буддизме японской школы Сингон, где бытовал метод «прижизненной мумификации». Продолжительность этой процедуры, называвшейся сокусимбуцу, достигала шести лет до смерти.
На первом этапе монах-буддист отказывался от употребления в пищу риса и мяса, переходя на диету из орехов, семян растений и гречневой муки. Он проводил дни в молитвах и физических упражнениях.
Когда через 1000 дней тело достаточно истощалось, последователь Сингона начинал есть кору и корни сосны (как вариант – смолу и хвойные иглы). Кроме того, будущим мумиям давали пить уруси – ядовитый сок лакового дерева, растущего в Японии. На этом этапе человеку переставали досаждать кровососущие насекомые.
Напоследок монах позволял замуровать себя заживо в могиле, где умирал от голода. Через три года после его смерти могилу вскрывали и проверяли, удалось ли адепту достичь состояния нетления. Несмотря на сотни подобных попыток, известно лишь 24 случая успешной самомумификации. Остальные тела начали разлагаться. С точки зрения последователей школы это значило, что они не достигли нужной степени просветления. Есть версия, что в монастырях префектуры Ямагата самомумифицирование практикуется по сей день, хотя официально это запрещено с 1903 года.
«Медовые» люди
Стоит упомянуть и о средневековых «медовых людях», которые фактически позволяли себя убить, чтобы стать мумиями особого рода. Являясь натуральным антисептиком, мёд может не портиться веками. Поэтому в странах персидско-вавилонского ареала в меду бальзамировали трупы. Именно так, например, сохранялось тело Александра Македонского. Вероятно, как «побочный эффект» этой процедуры возникла идея употребления засахаренных трупов в качестве лекарств.
В китайском лечебнике XVI века «Бэньцао ганму» («Компендиум лекарственных веществ»), описана процедура получения «медового человека». Согласно тексту, она была распространена в Аравии. Рассказывалась, что пожертвовать свои тела «медицине» соглашались добровольцы возрастом 70-80 лет – их родственники получали за это денежную компенсацию. В течение месяца пожилой человек ел только мёд и принимал медовые ванны. Через некоторое время даже его моча становилась «медовой». Когда от такой диеты старик умирал, его тело погружали в мёд на сотню лет. Затем мумию извлекали, резали её на кусочки п продавали на базаре как панацею от всех болезней.
Читайте наши статьи на Дзен