Потомки древнего племени: кого чеченцы считают братскими народами
Сходство традиций, языков, обычаев и обрядов не оставляет сомнений в родстве многих народов Кавказа. Известно, что самый ближайший к чеченцам народ — ингуши. Оба эти народа ученые причисляют к нахской группе, в которую также входит целый ряд этносов. К тому же, в Грузии, Кабардино-Балкарии и Дагестане живут потомки переселенцев, по каким-то причинам покинувших Чечню много веков назад.
Древние предки
Чеченцев ученые считают коренными обитателями Кавказа, их предки населяли этот регион с древнейших времен. К нахским народам их причисляют на основании лингвистических данных. Слово «нах» обозначает «народ, люди» во всех языках этой группы. Помимо самих чеченцев, в нее входят ингуши, бацбийцы, кистинцы. Некоторые специалисты также относят к этой группе пшавов, хевсуров, мтиулов и тушинов, отмечая их этнолингвистическое и культурное сходство.
Большинство современных исследователей считают нахские народы наследниками так называемой Кобанской культуры, которая сформировалась на Кавказе в конце бронзового века. Об этом кандидат филологических наук Зайнап Ахмадова написала в статье «Этническое многообразие и богатые культурные традиции нахских народов Северного Кавказа», которая вышла в журнале «Проблемы современного педагогического образования» (No 64-1, 2019 г.).
Представители Кобанской культуры относились к балкано-кавказскому типу европеоидной расы, они занимались скотоводством и земледелием. Поселения этих людей были окружены каменными стенами и находились именно в тех районах Кавказа, где сегодня распространены нахские языки.
Урарту и Скифия
В научных кругах также существует предположение, что чеченцы – потомки представителей племени нахов, проживавших в провинции Шем государства Урарту. Они могли переселиться на свои земли уже после распада этой древней страны.
А некоторые специалисты считают, что в этногенезе чеченцев приняли участие воинственные пришлые племена – скифы и сарматы. Такую мысль высказал, например, известный политолог, руководитель чеченского отделения общества «Двуглавый орел» Ислам Сайдаев в статье «О нахском субстрате некоторых чеченских тайпов, так называемого «инородного происхождения» и участии народов Кавказа в этногенезе друг друга», которая вышла в журнале «Архонт» (вып. 1, 2020 г.).
Свое мнение И.В. Сайдаев обосновывает лингвистическими данными. Например, у скифов и сарматов слово «бал» обозначало «передовой мобильный отряд», тогда как с чеченского языка слово «бало» переводится как «воин». При этом каждый боец, входивший в состав скифского отряда, назывался mairyo. А теперь сравните с чеченскими «мар, майр» – муж, мужчина.
«Река Мартанга (Фортанга) прежде имела название Бал-сур-хи, что означает «Балов войска река». В Галанчожском районе ЧР имеется гора Балой-Лам – «Гора Балов»», – отметил И.В. Сайдаев.
Как и все народы Кавказа, современные чеченцы – продукт многовекового этногенеза, когда одни народы, государства и племенные союзы распадались, теснимые пришлыми врагами, а другие, наоборот, объединялись с соседями, чтобы совместно противостоять агрессорам. А порой, вчерашние пришельцы оседали на завоеванных землях, вливаясь в состав местных этносов. И этот процесс повторялся снова и снова.
Ингуши
Несомненно, самыми близкими родственниками чеченцев являются ингуши. Не случайно оба эти народа объединены общим названием «вайнахи», которое переводится как «наши люди». Об их древней и самобытной культуре кандидат философских наук Борис Харсиев рассказал в статье «Этносоциальная природа ингушей», которая вышла в журнале «Теория и практика общественного развития» (No 4, 2013 г.).
«Вайнахи, как население долины Терека и пригородных районов, фигурируют в «Географии» Страбона (I тыс. до н.э.) под именем «гаргареи» (от хурритского «гаргара» – «родственник»). Гаргареи еще известны, как глигвы», – написал ученый.
Б. М.-Г. Харсиев считает, что гаргареи античных авторов и современные галгаи (самоназвание ингушей) имеют прямую генетическую связь. Примечательно, что грузины называют представителей данного нахского народа «глигви».
Автор научной работы указал, что нахо-кавказская культура – наследница шумеро-аккадской цивилизации, в орбиту которой входило коренное население Кавказа. Правда, в те времена чеченцы и ингуши еще не выделились в два отдельных народа.
Бацбийцы
Близкими к чеченцам по обычаям и традициям специалисты называют бацбийцев (цова-тушин). Правда, в отличие от своих северокавказских братьев, они исповедуют православие. Эти люди проживают на территории Кахетии и официально считаются грузинами, хотя произошли, согласно народным преданиям, от представителей тейпа (рода) Ваьппий.
На принадлежность байцбийцев, и тушин вообще, к нахским народам указывает грамматическое строение их языка. Хотя многие этнографы отмечают, что данные жители Кахетии подверглись заметному культурному влиянию со стороны своих соседей-грузин.
Пшавы
Вообще, чеченцы могут назвать братьями многие народы, проживающие на территории современной Грузии.
Политолог И.В. Сайдаев в своей вышеупомянутой статье написал: «То, как часть этнических чеченцев (чеченских тайпов) становились частью соседних народов хорошо видно на примере этнических групп, из которых состоит грузинский народ. Пшавы, живущие в Душетском муниципалитете в краю Мцхета-Мтианети, г. Душети, в бассейне реки Пшавская Арагви, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии, родственны таким грузинским племенам как мтиулы, хевсуры и тушины, тогда как родство тушин чеченскому племени (нахам) не подвергается сомнению».
Кистинцы
На северо-востоке Грузии также проживают кистинцы – этническая группа, которую специалисты включают в состав чеченского народа. По мнению большинства историков, предки этих людей переселились из Чечни в Панкисское ущелье сравнительно недавно – в середине XIX в. Они бежали от тягот и лишений затяжной, кровопролитной Кавказской войны.
Наречие кистинцев считается диалектом чеченского языка. Пока большинство ученых не выделяет представителей данной этнической группы в отдельный народ.
Хевсуры
Еще один этнос, проживающий на территории Грузии, который чеченцы считают братским – это хевсуры.
Вот что написал о них политолог И.В. Сайдаев: «Другой пример – Хевсуры. По некоторым источникам также были в недалеком прошлом частью единого этнического племени нахов (чеченцев). Согласно исследованию А. Берже, изданному в XIX в., еще какие-то 200-300 лет назад хевсуры говорили на чеченском языке».
Впрочем, большинство этнографов, все же, относит хевсуров к грузинскому народу, хотя и замечает у них традиции и обычаи, схожие с чеченскими. В частности, речь идет об обязательном следовании закону кровной мести, об умении мастерски сражаться холодным оружием, о семейном и бытовом укладе.
Балкарцы и кабардинцы
Во время многочисленных военных действий целые поселения жителей Чечни вынужденно покидали родные места, спасаясь от тех или иных врагов. Иногда люди семьями скрывались от кровной вражды, находя защиту среди соседних народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что предки многих современных кабардинцев и балкарцев были выходцами из Чечни.
Например, в конце XVIII в. Балкария приняла значительное число горцев, пришедших на эти земли под предводительством легендарного шейха Мансура. Считается, что носители балкарской фамилии Чеченовы – потомки этих людей.
Впрочем, переселение тех или иных горцев происходило и в обратном направлении. Так, в XIX в. немало кабардинцев, к примеру, оказалось в Чечне, примкнув к движению имама Шамиля. Одним из них был князь Мохаммад-Мирза Анзоров, чьи потомки влились в состав чеченского народа под фамилией Анзоровых.
И подобных примеров за всю историю Кавказа можно привести тысячи.
Аварцы и кумыки
К востоку от Чечни, на левом берегу реки Сулак, расположена историческая область Салатавия. Сейчас она населена, в основном, аварцами. Впрочем, встречаются здесь и кумыки, и чеченцы-аккинцы (ауховцы), и представители других народов Дагестана. При этом сами салатавцы с давних времен называют себя «нахбак», что может свидетельствовать об их генетической связи с чеченцами. Об этом историк Магомед Баширов написал в статье «К вопросу истории и этногенеза Салатавии и западно-дагестанских (присулакских) обществ», которая вышла в журнале «Genesis: исторические исследования» (No 4, 2021 г.).
М.С.-Э. Баширов считает, что самоназвание салатавцев «нахбак» имеет чеченские корни, и в его основе лежит слово «нах» (народ, люди). А название самой Салатавии, по мнению исследователя, восходит к тейпу Салой, представители которого проживают как в Чечне, так и в Дагестане.
Историк предположил, что массовое переселение чеченцев на эти земли началось после нашествия завоевателя Тамерлана, который в 1395 г. разгромил войско хана Золотой Орды Тохтамыша. После победы в битве на Тереке «Железный хромец» буквально разорил Салатавию, разрушив местные поселения. После ухода армии Тамерлана на опустевшие земли перебрались жители соседней Чечни. Они основали здесь новые поселения, что подтверждается большим количеством топонимов, имеющих чеченское происхождение.
Впоследствии в Салатавию переселились представители некоторых народов Дагестана. Вероятно, за долгие века они частично смешались с новыми соседями.
В любом случае, жители двух кавказских республик состоят друг с другом в родстве, пусть и не самом близком. На этот факт, в частности, указал кандидат философских наук Б. М.-Г. Харсиев. Он отметил, что лингвисты, проводившие реконструкцию пра-северокавказского наречия, выявили у нахских и дагестанских языков четкие фонетические соответствия и совпадения в чередовании звуков.
Читайте наши статьи на Дзен