Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-09-10 10:03:03
Орынганым Танатарова

Чукотские семьи граждан США: зачем американцы женились на чукчанках

В конце XIX – начале XX века на Чукотку часто стали прибывать американцы. Были среди них золотоискатели с соседней Аляски, промысловики, торговцы и представители крупных компаний, а также охотники до быстрой наживы. Некоторые граждане США оставались на Чукотке зимовать, другие жили долгое время. Почти все они женились на местных женщинах или сожительствовали с ними. Из таких отношений американцы, как правило, тоже извлекали коммерческую прибыль.

Перезимовать вместе с чукчами

Многие предприниматели, посещавшие Чукотку, совмещали промысел морского и пушного зверя с торговлей, обменивая различные товары на шкуры, моржовую кость и изделия традиционных народных промыслов. Об этом кандидат исторических наук Анастасия Ярзуткина написала в статье «Формы и характер торговли американских предпринимателей с коренными жителями Чукотки в конце XIX – начале XX века», которая вышла во «Всероссийском журнале научных публикаций» (№ 10 за 2011 г.)..

Исследовательница отметила, что американцы обычно отправлялись прямиком из Аляски на самые северо-восточные земли Российской империи осенью, чтобы перезимовать вместе с чукчами. Предприимчивые и отважные люди стойко переносили лютые морозы, занимались охотой на пушного зверя, торговали с местными жителями. Как правило, они путешествовали на шхунах, экипаж которых состоял из 5-10 умелых стрелков.

Иногда такие зимовки были вынужденными, например, если судно было повреждено или оказалось в плену ледяных торосов. Как только сезон навигации снова открывался, обычно не раньше июня, американцы возвращались на Аляску с мехами, которые они добыли на охоте и выменяли у местного населения.

В начале ХХ века ситуация стала другой, на смену предпринимателям и охотникам за пушниной, чей бизнес имел сезонный характер, пришли торговые агенты таких фирм как Phoenix Northern Trading Co, Olaf Swenson & Co, Hudson’s Bay Company. Эти американцы открыли вблизи крупных чукотских стойбищ свои фактории. То есть, деревянные торгово-складские помещения, где представитель компании не только работал, но и жил со своей семьей.

Кстати, общение граждан США с местными жителями не всегда носило деловой характер. Известный писатель и путешественник Макс Зингер в своей книге «112 дней на собаках и оленях» (Москва, 1950 г.), отметил, что плохую память о себе оставили моряки, занимавшиеся китобойным промыслом и добычей моржа, тюленя.

«Бывало и так, что американские суда, останавливаясь на рейде, заманивали к себе в гости чукчей вместе с женами и дочерьми. Американцы напаивали мужчин допьяна, затем высаживали их в байдары, а женщин и девушек оставляли на судне. Некоторые из женщин потом возвращались глубокой осенью. Но многие исчезали бесследно. Таких случаев немало помнит Чукотка», – написал М.Э. Зингер.

О подобных фактах автору книги «112 дней на собаках и оленях» в доверительной беседе рассказали местные комсомольцы, которых звали Касыга и Каля, во время Первой северо-восточной экспедиции, начавшейся летом 1932 года.

Супруга-чукчанка

Впрочем, многие американцы, как честные мужчины, сочетались с чукчанками законным браком. Вышеупомянутая кандидат исторических наук А.А. Ярзуткина написала об этом статью «Чукотские семьи американских торговцев: микроистория торговых отношений в начале ХХ века», которая опубликована в журнале «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (№ 4 за 2012 г.).

По мнению исследовательницы, брак с местной женщиной для американского торговца частенько был единственной возможностью выжить в тяжелых условиях Крайнего Севера, ведь жена-чукчанка умела решать бытовые вопросы, шить теплую одежду, готовить еду на морозе, выделывать шкуры животных, ездить на оленьей упряжке и т.п. Еще одной причиной заключения таких союзов было желание американцев добиться коммерческого успеха с помощью родственников супруги.

«Коренные женщины, которые выходили замуж за американцев, играли важную роль в процессе организации торговли пушниной. Они вводили своих мужей-чужеземцев в местное сообщество и были важным связующим звеном в процессе меновой торговли, которая начинала подчиняться не рыночным законам, а традициям обмена, принятым между родственниками, соседями и друзьями», – отметила А.А. Ярзуткина.

Другими словами, к американскому торговцу, женившемуся на чукчанке, местные жители проявляли больше доверия, а новые родственники становились посредниками в торговле. Определенную выгоду получали и люди, выдавшие свою родственницу за иностранца: у них появлялся прямой доступ к галантерейным и бакалейным товарам, которые на Чукотке являлись настоящим дефицитом.

Почти все граждане США, заведовавшие факториями, женились на чукчанках или эскимосках. А те, у кого остались жены на другом континенте, просто сожительствовали с местными девушками.

Так, супругой американца норвежского происхождения Иола Олсона, который жил и работал в селе Ванкарем, стала чукчанка по имени Печак, у пары родилась дочь Мэри. А его коллега и соотечественник Аксель Блэк, который в 1905-1908 годах заведовал факторией у поста Дежневского, был женат, его благоверная ждала мужа в Чикаго. Но это не помешало торговцу завести на Чукотке еще одну семью.

А.А. Ярзуткина упоминает некое архивное фото, датированное 1905 годом. На снимке запечатлен американский торговый агент Голдшмидт с супругой-чукчанкой и их общим ребенком.

Так или иначе, а Чукотка в конце XIX – начале XX века была местом не только экономического, но и культурного обмена. Американцы и чукчи взаимно влияли друг на друга, что находило отражение в быте смешанных пар.

 Джесси

Кларендон Колсон Карпендель (1874-1951 гг.) по прозвищу Чарли прибыл на Чукотку в 1904 году и открыл факторию в селе Уэлен. Вскоре после переезда он женился на местной женщине, которую звали Пунг-я (Тонаник), но муж-американец дал ей новое имя – Джесси. У этой пары родилось 10 детей.

По воспоминаниям путешественников, посещавших торговца, его дом четко делился на две половины. Одна комната была обставлена мебелью, в такой привычной для себя обстановке жил Чарли, а вторая часть жилища имитировала быт чукотской яранги, здесь располагались жена Карпенделя и их дети. Примечательно, что дом американца освещался и отапливался, как принято на Крайнем Севере, при помощи жирников (особых масляных ламп).

Супруга американца и его старшая дочь Мэри вместе занимались шитьем теплой одежды и обуви для всей семьи, тщательно выбирая шкурки. Все дети смешанной пары носили чукотскую меховую одежду, а под ней – обычное американское белье.

В 1927 году Чарли Карпендель был вынужден покинуть Чукотку вместе с женой и детьми. Они бежали от преследования представителей советской власти, которые старательно вытесняли иностранных бизнесменов с территории нашей страны. Рискуя жизнью, семья пересекла Берингов пролив на лодках-байдарах. После недолгих странствий беглецы обосновались в Канаде и завели там птицеферму.

Чукчанка Джесси надолго пережила своего мужа, она умерла в 1971 году, когда ей было уже 82 года.

Бенд Волл

Многие путешественники оставили свои воспоминания и о другом известном на Чукотке американском торговце, которого звали Бенд (Бернд) Бешвенсон Волл (1873-1944 гг.). Этот человек с 1905 года заведовал факторией, расположенной в 5 км от села Энурмино. Он женился на чукчанке по имени Тынатвааль, воспитывал двух ее сыновей от первого брака и двух совместных детей: сына Бена и дочь Софи.

Жилище этой пары представляло собой нечто среднее между домом и ярангой. Пол был деревянным, в большом круглом помещении имелись стеклянные окна. В бытовом обиходе произошла взаимная ассимиляция. Тазы, кастрюли, ведра и умывальник соседствовали с моржовыми шкурами и национальной одеждой.

Из всех американцев, приехавших торговать в эти земли, именно Бенд Волл наиболее «очукотился». По некоторым данным, он даже совершал жертвоприношения духам, следуя местным обычаям. Правда, судьба не всегда была к нему благосклонна. Многие путешественники, посетившие дом Волла в 20-е годы ХХ века, писали о приключившемся с ним несчастье. Торговец лишился обеих рук – их оторвало при взрыве динамита. Возможно, поэтому Бенд остался на Чукотке вместе с семьей, в то время как остальные американцы покинули эти края под давлением советской власти.

Волл подвергся серьезным репрессиям, его шхуну и товары арестовали, а самого иностранца оштрафовали на 5 тысяч долларов за незаконную торговлю. И хотя этот сильный человек не унывал, приспособился к жизни, несмотря на увечье, все же, он переселился в большую ярангу своего богатого тестя, где также жила семья его шурина.

Кстати, близкие родственники Б. Волла выучили английский язык, а сам он освоил чукотское наречие.

Их вытеснили с Чукотки

Писатель Сергей Кремлев в своей книге «Россия и Япония: стравить!» (Москва, 2005 г.) посетовал, что власти Российской империи долгое время не уделяли должного внимания своим северо-восточным окраинам. Это позволило американским торговцам закрепиться на Чукотке, а промысловым судам – бесконтрольно добывать морского зверя.

Граждане США успешно налаживали связи с местным населением, постоянно расширяли ассортимент ввозимых товаров. Они предлагали чукчам ружья, капканы и охотничий инвентарь, посуду, моющие средства, брезент, ножи, фонари, топоры, зеркала, свечки, ткани и наборы для шитья, а также чай, табак, консервы, крепкий алкоголь и многое другое.

Особым спросом среди коренного населения пользовались горячительные напитки, на Чукотке они стоили в разы больше, чем в других регионах. Кандидат исторических наук Оксана Коломиец отметила, что в 1922 году представители фирмы «Феникс» продавали спирт чукчам по цене 10 долларов за бутылку. Об этом исследовательница написала в своей статье «Доклады о торговле и продовольственном снабжении Анадырского и Чукотского уездов в 1923 г.», которая вышла в «Вестнике Омского университета» (№ 4 за 2018 г.).

Однако уже к 1925 году большинство американцев свернули свою торговлю, закрыли фактории и вернулись на родину. Вышеупомянутый Бенд Волл, остававшийся на Чукотке до самой смерти, являлся чуть ли не единственным исключением.

Процесс постепенного вытеснения иностранцев с полуострова начался уже в 1919 году, представителям новой советской власти категорически не понравилось присутствие граждан США на подведомственной территории. Некоторое время американцам разрешали торговать, существенно ограничив их возможности и обложив налогами, поскольку в СССР еще не была налажена четкая система обеспечения жителей отдаленных стойбищ продуктами питания и предметами быта. Но уже в начале 20-х годов ХХ века началось изъятие товаров у американцев, склады и фактории закрывались, а самих граждан США нещадно штрафовали на крупные суммы за торговлю без лицензии, продажу алкоголя (которая была запрещена на Чукотке) и прочие нарушения.

Кроме того, советская власть запретила иностранцам добывать в этих краях уголь и другие полезные ископаемые, в том числе золото, а на вывоз разных видов пушнины были введены пошлины. Тогда почти все американцы покинули ставшую негостеприимной для них землю вместе с женами и детьми.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: