Какие народы России почти не страдают от похмелья
Люди разных национальностей в силу особенностей питания и незначительных изменений в генах, которые со временем из-за этого возникают, по-разному воспринимают одно и то же количество алкоголя. Поэтому когда одни, очень быстро опьянев, утром будут страдать от сильного похмелья, другие, пьянея не так быстро, почувствуют себя на следующий день довольно сносно.
Два фермента и сотня генов
На самом деле генов, отвечающих за усвоение и последующую утилизацию алкоголя в организме человека – около сотни, но основную нагрузку несут два фермента, которые расщепляют спирт.
Один из них называется алкогольдегидрогеназа, он присутствует в клетках печени и дегидрирует молекулы этилового спирта, превращая его в в этиловый альдегид (или ацетальдегид – CH3CHO) – сильный токсичный яд, который отравляет организм человека, воздействуя на него в 10 раз сильнее спирта. Именно от его концентрации зависит, насколько сильное будет у человека похмелье.
За дальнейшую переработку спиртового производного отвечает другой печёночный фермент – альдегиддегидрогеназа. Он расщепляет этиловый альдегид, отнимая у него одну молекулу водорода, и яд превращается в довольно безобидную уксусную кислоту, с которой организм человека поступает по своему усмотрению — может использовать ее в реакциях, а может за ненадобностью полностью вывести из организма. Но главное – как только этиловый альдегид полностью превращается в уксусную кислоту, похмелье у человека заканчивается.
Русские страдают от похмелья реже якутов
Эти два фермента есть у всех людей на Земле, независимо от расы или национальности (с помощью них расщепляются микродозы естественного алкоголя, которые вырабатываются в организме каждого человека), однако количество и скорость химических реакций может быть разной.
Это зависит от генетических особенностей людей, которая связана, прежде всего с мутацией гена ALDH1— это выяснили американские психиатры Лаура Дж. Бирут (Сент-Луис) и Джон Нернбергер (университет Индианы). Они же развенчали миф о том, что все представители монголоидной расы не переносят спиртное: оказывается, мутантный ген найден только у 44% японцев, 53% вьетнамцев, 27% корейцев и 30% китайцев, то есть остальное население этих стран переносит похмелье намного легче.
Ещё один изменённый ген – ADH2*2 отвечает за увеличенную скорость реакции переработки спирта в этиловый альдегид, то есть люди, у которых он есть, быстро чувствуют себя плохо от выпитого.
Доктор биологических наук, научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Вавилова Светлана Боринская в одном из интервью указывала, что исследования российских учёных подтвердили тот факт, что не все азиаты плохо переносят спиртное: например, только у каждого третьего якута есть ген, отвечающий за высокую скорость накопления этилового альдегида, что увеличивает токсическое действие алкоголя на организм.
При этом Боринская утверждает, что эта особенность не связана только с монголоидной расой, поскольку так же часто этот ген встречается у евреев и у арабов, а обследования российских северных народов (чукчей, кетов и ненцев) выявило, что у них сочетание ферментов, расщепляющих спирт, точно такое же, как у европейцев.
Южане переносят алкоголь, но не все
Мнение Боринской частично подтверждают исследования американского генетика Деборы Хасин (Колумбийский университет), в ходе которых ген ADH2*2, увеличивающий скорость переработки спирта в этиловый альдегид был обнаружен у 20% евреев ашкенази. Это значит, что они тоже сильно страдают от действия алкоголя. Интересно, что была выявлена зависимость наличия изменённого гена от страны, в которой родился еврей — чаще всего такие гены находили у выходцев из России; остальные 80% ашкенази выпивку переносили легче.
А в остальном о населении России можно сказать то же самое, что и о населении остального мира: меньше всего страдают от похмелья «южные» национальности, обладающие смуглой кожей и темными волосами, в рационе которых тысячелетиями были фрукты, а следовательно, в их организмах присутствовали ферменты, расщепляющие алкоголь, который вырабатывался при брожении глюкозы, виноградной кислоты, клетчатки и пектина в кишечнике.
Это люди практически всех кавказских и «средиземноморских» национальностей: грузины, армяне, абхазы, греки, евреи, молдаване, осетины и кабардинцы, адыги, ассирийцы, азербайджанцы. В общем, все те, кто тысячи лет назад оставил скотоводство, осел и начал заниматься выращиванием садов и виноделием.
Без похмелья больший риск алкоголизма
Что же касается более светловолосых русских, то они несут в себе гены народов, употреблявших в пищу мясо и овощи, которые дают в кишечнике, в основном, молочнокислое брожение. Этанол для русских — это чужеродное вещество, и привыкание к нему весьма схоже с привыканием к любым несильным ядам. При этом биолог Светлана Боринская утверждает, что по последним исследованиям отечественных учёных среди русских с похмелья сильно мучится каждый десятый.
Генетики предупреждают, что тем, кто хорошо перерабатывает алкоголь и не страдает от похмелья, хвастаться не стоит — дело в том, что плохое самочувствие после выпивки в какой-то мере защищает человека от алкоголизма, а когда отравления от спиртного нет, нет и тормозов, которые могут удержать человека от лишней рюмки, следовательно, риск стать алкоголиком повышается.
Доктор медицинских наук, нарколог Евгений Брюн (Москва) считает, что распространение алкоголизма в России весьма схоже с распространением его в Европе: 5% населения вообще не пьют, 60 % могут поднять рюмку за праздничным столом, около 30 % – употребляют и даже злоупотребляют, а почти 2% населения страны – хронические алкоголики.
При этом учёные указывают: несмотря на то, что определённые группы генов в самом деле увеличивают риск возникновения алкоголизма, генетические особенности только на 50% определяют склонность к пороку, то есть пить или не пить решает прежде всего сам человек. Впрочем, не снимают ученые ответственности и с окружения — семьи, родителей и близких друзей.
Читайте наши статьи на Дзен