Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-06-30 17:00:38

Как отличались русские семьи от малоросских

И в России, и на Украине всегда уделяли значительное внимание воспитанию подрастающего поколения. Хотя принципы этого воспитания во многом совпадали, были и некоторые различия, порой довольно существенные.

Труд и ремесла

И русских, и малороссийских детей сызмала приучали к труду. В крестьянских семьях мальчики помогали отцам в различных хозяйственных делах, девочки учились прясть, ткать, вышивать. Подростки наряду со взрослыми работали в поле, участвовали в сенокосе.

Еще обучали детей национальным ремеслам. На Руси чаще плели лапти, корзины, вырезали по дереву, ткали холсты, вышивали рушники. А в Малороссии занимались бондарством, гончарным делом, ковроткачеством, делали из природных материалов посуду, игрушки, украшения.

Малороссийских детей специально учили петь и танцевать: в местном фольклоре было много песен и танцев, рассчитанных именно на детишек.

Религия и суеверия

И в российских, и в малороссийских семьях велось серьезное религиозное воспитание. Детей старались воспитывать в уважении к Богу и церкви. Как свидетельствуют этнографические источники, в Малороссии даже детям, недавно отнятым от груди, не разрешали пить молоко по постным дням — средам и пятницам.

В то же время у малороссов сильнее, чем у русских, было развито магическое сознание. Они чаще прибегали к различным языческим и магическим ритуалам (например, «выливание переполоха», когда ребенок был испуган), использовали заговоры и обереги, чтобы защитить детей от негатива.

Семейные традиции

Отношения между родителями и детьми в малороссийских семьях несколько отличались от тех, что существовали в российских семьях. Например, у украинцев и в наши дни принято называть родителей на «вы».

Малороссиянки обращались с детьми более ласково, чем российские матери, но общение было более эмоциональным, часто шло на повышенных тонах. Если же ребенок не слушался, то наказание могло быть довольно суровым.

Отношение к образованию

Уровень образования в Малороссии изначально был выше, чем на Руси, за счет греческих, византийских и польских влияний. Существовала система так называемых братских школ, находившихся под покровительством Константинополя, где детей обучали и богословским дисциплинам, и языкам (например, латыни и греческому), а также арифметике, грамматике, поэзии, риторике, диалектике. При этом в учебные заведения принимали детей всех сословий.

Образование было со значительным религиозным уклоном, и если в России состоятельные семьи нанимали домашних учителей, то в Малороссии домашнее обучение одно время вообще было запрещено из опасений, что гувернеры-иноверцы научат своих воспитанников чему-нибудь «богопротивному». Тех родителей, которые нарушали это правило, даже подвергали наказанию – конфискации имущества.

При этом было мало сельских школ, где преподавание велось бы на малорусском (украинском) языке, так как инициаторами открытия таких школ были в основном помещики, а они чаще всего происходили из польской шляхты. В России большинство помещиков все же были русскими, и грамоте в школах учили на русском языке. Государственные же школы имелись только в волостных центрах.

Это приводило к тому, что на Руси все-таки крестьяне старались посылать детей в школы, чтобы они хотя бы минимально обучились грамоте. А простые малороссы не видели смысла учить детей, тем более чужому языку, например, польскому. Они предпочитали, чтобы дети и вовсе оставались безграмотными: повседневной жизни это вроде бы не мешало.

Хотя уклад в российских и малороссийских семьях был во многом схож, все же некоторые культурные особенности оказали влияние на традиции воспитания детей.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: