Когда украинцы уважали московитов
Украина (Малороссия) была присоединена к Российской империи в 1654 году после решения, принятого Переяславской Радой. Хотя вплоть до последних лет наши два народа считались «братскими», на деле все всегда было гораздо сложнее.
Меньшее из двух зол
Решение присоединиться к России было вынужденным. Украина стонала под властью польской шляхты и, несмотря на многочисленные казацкие восстания, не в состоянии была сама справиться с ситуацией. Зависимость от православной России оказалась предпочтительнее «ига» католической Польши. После обращения гетмана Богдана Хмельницкого и его сподвижников к русскому царю Алексею Михайловичу 27 марта 1654 года Земский собор закрепил присоединение Левобережной Украины к России с условием предоставления первой широкой автономии.
Однако в глазах малороссов русские оставались «москалями», то есть чужаками. Жители Малороссии даже внешне отличались от «великороссов» — бороде предпочитали усы, брили головы на казацкий манер.
Было ещё одно обстоятельство. В XVII веке украинцы называли себя «русскими» или «руськими», а язык, на котором говорили, звали «руськой мовой». Они не забывали, что именно Киев стал «матерью городов русских», и были уверены, что «Московия» просто узурпировала право называться Россией.
Хотя на самом деле предками украинцев были полянские племена, расселившиеся на киевских и соседних землях после ушедших оттуда древлян – предков «русов». Есть даже такой миф, записанный этнографами. Апостолы Пётр и Павел делали хохлов и москалей: Петро «робил» хохлов, а Павло – москалей… Словом, они из разного теста.
Не «русские», а «московиты»
Так или иначе, русских, тех, что родом из «царства Московского», называли «московитами», «московцами», «москвой» и наконец, «москалями». И это несмотря на то, что уже в XVI веке наше государство официально звалось Россией! Украинцы не доверяли «москалям». Малороссиянки даже пугали ими детей («Придет москаль и тебя заберет!»).
При общении с «москалями» было принято прикидываться дурачками и тупицами, при малейшем удобном случае их старались обхитрить и обмануть. Кстати, есть и ещё одна предполагаемая версия происхождения слова «москаль».
В словаре В.И. Даля есть глагол «москалить» — «мошенничать, обманывать в торговле». В предании о поездке Антона Головатого к3 царице Екатерине, записанном со слов Анания Ивановича Коломийца российская императрица обещает выделить запорожцам земли, леса и угодья, но писарь Осип Шпак говорит Головатому: «…Да не верь ты […] москалю. Кто москалю поверит, тот сам — неверный!» По третьей версии, изначальным значением слова «москаль» было «солдат» или «военный».
Имелись в виду именно русские солдаты, которые проходили через Украину, когда шли на войну с поляками, турками или венграми. Они часто становились на постой в домах местных жителей и вели себя не самым лучшим образом – резали хозяйских кур и гусей, гонялись за местными дивчатами и молодицами.
Правда, происходило это значительно позднее воссоединения Великой и Малой России, со времен Петра I, а слово «москаль» появилось в обиходе украинцев гораздо раньше. Хотя есть еще один синоним у слова «москаль» — «кацап». Именно его чаще всего применяли к русским солдатам. В переводе с украинского «кацап» — это «козел». Так называли русских за ношение бороды.
«Большой» и «малый» брат
Впрочем, сами украинцы относились к «москалям» с некоторой долей уважения, считали их людьми хитрыми и неглупыми. Как сообщает этнограф Георгий Булашев, украинцы вообще опасались иметь дело с москалями, скажем, нанимать их на работу. Между тем, москали считались4 хорошими знахарями, а знахарем мог стать человек только умный и хитрый – ему были открыты знания, недоступные другим. Верили даже, что москали знаются с самим чертом.
Малороссийские крестьяне говорили, что москали даже ходят «не так, как мы ходим, гуртом, а один за одним, чтоб легче было». Отрицательные высказывания в адрес «москалей» и «кацапов» встречаются даже у признанных классиков литературы, воспитанных в украинской культуре, таких, как Николай Гоголь и Тарас Шевченко.
«…Разорили нашу Украину дьяволовой веры немчура и москали, чтоб они сбесились», — такие строки мы читаем в письме Шевченко к Кухаренко от 26 ноября 1844 года. Как видим, истоки сложного и порой даже враждебного отношения украинцев к русским лежат в глубине веков.
И несколько столетий «братания» мало, что изменили. Хотя, думается, Украине всегда будет сложно прожить без своего «большого брата».
Читайте наши статьи на Дзен