Древние новгородцы: самые шокирующие факты
О новгородском вече, торговле с норвежцами и независимости жителей древнего Новгорода каждый знает из школьного курса истории. Но найденные артефакты рассказывают о том, о чем молчат учебники. Оно и понятно – некоторые подробности оказываются не просто любопытными, но и шокирующими.
Мужики с косами
Изучение иконы «Молящиеся новгородцы» позволило ученым предположить, что в древнем городе длинные косы имели ценность не только для женщин. С заплетенными волосами ниже пояса изображены на иконе XV века новгородские жители обоего полу. Правда, мужские косы дополнены еще и окладистыми бородами. Такие прически, вполне вероятно, были позаимствованы у викингов. С их потомками новгородцы активно торговали много веков подряд.
Ношение длинных кос мужчинами подтвердил и Жильбер де Ланнуа – фламандский рыцарь и дипломат, посетивший Великий Новгород в начале XV века. В своих путевых заметках он писал, что новгородские женщины заплетают волосы в две косы, а мужчины – в одну.
Деревянные цилиндры
Краевед и историк Виктор Смирнов в своей монографии, посвященной легендам и загадкам Новгородской земли, рассказывает о необычном приспособлении – цилиндре из дерева толщиной 5 сантиметров с необъяснимыми внутренними канавками и странными надписями на лицевой стороне. Археологи долгое время не могли объяснить назначение чудо-приспособления, найденного в 1951 году.
Лишь после того как в конце 90-х были раскопаны еще четыре десятка подобных цилиндров, пришло озарение. Перед учеными лежали хитроумные замки, которые использовались для сбора налогов. Полученную дань (обычно это были меха) складывали в мешок. Через его горловину протягивалась бечевка. Кончики бечевки просовывались во внутренние канавки цилиндра, который затем забивался деревянной пробкой. Ее невозможно было извлечь, не повредив цилиндр или бечевку.
Загадочные надписи на деревянных цилиндрах являлись именами конкретных сборщиков податей. Это открытие помогло подтвердить более раннюю догадку: новгородцы сами собирали налоги, а князьям платили лишь установленную сумму. А чтобы сборщик не отправил часть собранного в собственный карман, использовали необычное приспособление.
Виртуозные матерщинники
Долгое время считалось, что мат пришел на Русь вместе с татарами, но найденные в Новгороде берестяные грамоты подтверждают другое. Новгородцы, которые, к слову, не испытали грабежи и разорение от нашествия Орды, матерились весьма искусно и до прихода татаро-монголов.
В одной из берестяных грамот XII века, найденной в Старой Руссе, новгородец по имени Радослав дает брату дельный совет – блюсти честь семейного человека и избегать соблазна искать разнообразия на стороне. В обнаруженной в 2005 году на Троицком раскопе берестяной грамоте некая Милуша в красках описывает подруге, что ожидает после свадьбы их общую знакомую. И оба текста содержат большое количество ненормативной лексики, которой авторы пользуются виртуозно.
Такие находки заставили филологов иначе взглянуть на этимологию мата. Его источники предложено искать в язычестве, а если точнее – в культе Перуна и «песьем лае», при помощи которого человек защищался от посланника потустороннего мира – Пса.
Голубая челобитная
Обнаруженная в швейцарском госархиве питерским историком А.Селиным челобитная затрагивает популярную сегодня тему однополых отношений. В бумаге некий юноша обвиняет новгородца Федора в мужеложстве. За «изюм и яблоки» Федор склонил «малого да глупого» жалобщика к «противоестественному разврату», а затем шантажом неоднократно принуждал к содомии.
Ложные обвинения
Другая найденная в 2005 году берестяная грамота вызвала у ученых настоящий шок. Речь в ней шла о некоем новгородце Шильце, который «пошибал чужих свиней». Ранее глагол «пошибать» уже встречался в берестяных грамотах, где речь шла про осквернение боярских дочерей.
И все-таки обвинения в скотоложстве с Шильца сняли, ведь «пошибать» имеет и другую семантику – «наводить порчу». Так в одночасье Шилец из зоофила превратился в колдуна, который испортил черным сглазом свиней. Эта трактовка вполне вписывается в события 1115 года, когда в Новгороде по необъяснимым причинам случилась массовая гибель скотины.
Секретные пояса
О новгородском вече написана ни одна монография, но от этого вопросов не становится меньше. Ученые до сих пор спорят о роли веча и его участниках, месте сбора и даже о том, стояли или сидели присутствующие на собрании. Масла в огонь подливает и упоминание об трехстах золотых поясах, которые не дают покоя исследователям донесения 1311 года, направленного из Новгорода рижскими купцами.
Историк Василий Ключевский уверял, что речь идет обо всей правящей знати Новгорода. Академик Валентин Янин считал, что это и есть новгородское вече, в котором заседали хозяева 300 богатейших усадеб. Посвятивший отдельное исследование данному вопросу датский историк Кнуд Расмуссен возражал Янину и настаивал, что «золотые пояса» и вече – это не один орган власти, поскольку в упомянутом донесении они выдвигают разные требования. Похоже, что таинственные «золотые пояса» так и останутся загадкой, и неизвестно, к каким шокирующим открытиям придут ученые в будущем.
Очищающие плоть туфли
На территории древнего Новгорода (на Рюриковом городище и в Старой Руссе) археологи обнаружили странную обувь. В научный археологический лексикон находка вошла под названием «комнатные туфли». Ученые долго спорили, уличная это обувь или домашняя, но главное – зачем по центру подошвы пущен толстый шов с выворотным к стопе кантом и кто ходил в столь неудобных башмаках?
Экспериментально было доказано: ношение таких туфель доставляло непросто неудобство, а боль, и никакие стельки от дискомфорта не спасали. Но найденные туфли были сильно изношены, значит, ходили в них много и долго. Доктор исторических наук Д.Осипов, написавший несколько монографий о средневековой обуви Руси, предположил, что «комнатные туфли» шились с выворотным швом намеренно, ведь предназначались они для новгородских монахов-схимников. Для них ношение неудобных бареток было частью мирского послушания, усмиряющего плоть.
Читайте наши статьи на Дзен