Чем отличались кара-хазары от белых хазар
В VII–X веках государство кочевых хазар занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа до современных Украины, Крыма и Венгрии. Сам этноним хазары достаточно неясен, но, по предположению Питера Голдена, одного из наиболее авторитетных исследователей хазарской истории, это племенное имя могло значить «кочевники, странники», что вполне совпадает с образом жизни ранних хазар. Хазарский каганат (так называлось государство хазар – от имени их верховного правителя, кагана), как и большинство огромных империй, напоминал собой колосса на глиняных ногах.
На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: аланы, савиры, булгары, акациры, тюркюты, угры, собственно хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии, от монотеистических христианства, ислама и иудаизма, до тюркского язычества-тенгрианства и шаманизма. В определенный момент в государстве сформировалась двойственная система власти, когда номинально верховным правителем был каган, в то время как реально всей полнотой власти обладал его советник, носивший титул бег (бек / пех), шад (ишад) или йилиг. В период своего расцвета Хазарский каганат вел многолетние и упорные войны с арабскими войсками, состоял в союзе с Византией и взимал дань с подвластных ему славян. Как именно выглядели эти грозные кочевники – расскажет данная статья.
Данные письменных источников
Несмотря на то, что средневековые источники уделяли большое внимание хазарам, лишь немногие из них описывали внешний облик населения Хазарского каганата. Так, арабский географ Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Истахри (около 850-934) писал: «Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду». По мнению советских ученых, географ говорил о социальном разделении хазар на эксплуатируемые «черные» массы и «белых» феодалов. На наш взгляд, данная интерпретация едва ли верна. На деле, из этого короткого описания можно сделать вывод о четком разделении населения Хазарии на два расовых типа: монголоидов (темных кара-хазар) и европеоидов (т.н. «белых хазар»).
Данные антропологии
Сведения аль-Истахри подтверждаются и данными антропологии. В результате многолетних раскопок могильников на территории исторической Хазарии ученые пришли к выводу о том, что у населения этого государства можно выделить два основных типа: долихокранный (длинноголовый) и брахикранный (короткоголовый). Первый из них можно четко соотнести с упоминавшимися аль-Истахри «белыми хазарами» европеоидного типа. По всей видимости, это были в основном входившие в состав каганата ираноязычные аланы, а также (в меньшей степени) славяне, попадавшие туда преимущественно в виде рабов. Второй тип явно следует отождествлять с монголоидными «кара-хазарами», т.е. тюркскими народами Хазарии – булгарами, савирами, тюркютами и собственно хазарами. Были также найдены и мезокранные (среднеголовые) черепа, принадлежавшие, по-видимому, населению смешанного антропологического облика, появившемуся в результате смешанных браков между европеоидами и тюрками.
Какого типа компонент – европеоидный или монголоидный – преобладал в Хазарии однозначно сказать невозможно. Археологические раскопки так до сих пор и не дали нам целостной картины. Скорее всего, было приблизительно равное количество и тех и других.
Традиционная одежда
О том, как одевались хазары, нам сообщают преимущественно данные археологии, а также рисунки и изображения, обнаруженные во время раскопок на различных предметах. Одежда племен Хазарского каганата, как женская, так и мужская, изготавливалась из шелковых, холщовых и шерстяных тканей, как местного производства, так и импортировавшихся из Византии и Закавказья. Обувь делалась из кожи, а головные уборы – из кожи, тканей и меха. Особенно интересно в данном аспекте изображение сцены борьбы двух богатырей на серебряном хазарском блюде, на котором можно видеть полный традиционный костюм хазар, состоявший из распашного кафтана, заправленных в сапоги длинных штанов и головного убора в виде повязки. По мнению С. Плетневой, впрочем, это было изображение свадебной борьбы богатыря и женщины-богатырши.
По некоторым предположениям, в аланских погребениях Хазарии не были обнаружены длинные штаны: аланы этого периода носили длинные кафтаны, под которые поддевались длинные войлочные чулки или ноговицы. Особое значение в мужском костюме придавалось поясу: именно он демонстрировал статус и зажиточность его обладателя. По этой причине практически в каждом мужском захоронении с территории каганата можно найти впечатляющие поясные наборы из бронзы или, реже, серебра или золота. В женских захоронениях, помимо поясов, также были обнаружены серьги, височные кольца, украшенные орнаментированными набойками головные уборы и перстни. Учитывая, что значительная часть жителей государства хазар продолжала исповедовать язычество, достаточно многочисленны также и находки амулетов с изображением птиц, коней и грифонов. Найденные в захоронениях мечи, наконечники стрел, колчаны, шлемы, кольчуги и копья позволяют в деталях восстановить внешний облик наводивших ужас на арабов и византийцев хазарских воинов.
Конец Хазарии
В 965 году сильнейший удар по Хазарии наносит русский князь Святослав. Лаврентьевская летопись пишет: «Иде Стослав на Козары, слышавше же Козари, изидоша противу, съ князем своим Каганомъ, и съступишася бить, о бивши брани, одолѣ Стослав Козаромъ, и град их и Бѣлу Вѣжю взя…». В том же году на каганат нападают тюрки-огузы, а несколько позднее хорезмийцы и «русы» (здесь, вероятнее всего, имеются в виду варяги-норманны; по другим предположениям, это мог быть повторный поход самого Святослава). Как следствие, вскоре после вышеупомянутых нападений 965–969 годов государство хазар практически полностью исчезает с политической карты средневековой Европы. После этого до нас доходит всего несколько достаточно фрагментарных и не слишком достоверных свидетельств о хазарах в источниках XI–XIII веков. Как отметил М.И. Артамонов, один из наиболее авторитетных исследователей-хазароведов, «поиски потомков хазар до сих пор остаются безуспешными» – в основном из-за того, что хазары «растворились в половецком море».
Подводя итоги, можно сказать, что внешне хазары были неоднородны: на территории их государства проживали многочисленные племена разного происхождения. Однако, как письменные источники, так и данные антропологии указывают, что визуально разделение шло на два типа: светловолосые и светлокожие европеоиды с длинными черепами (видимо, аланы и родственные им племена); темнокожие и темноволосые брахицевалы-тюрки (собсственно хазары, а также савиры, булгары, акациры и т.п.). Сопоставляя данные письменных источников с археологическими находками и данными антропологии, исследователи могут в деталях восстановить внешний облик и традиционную одежду населения Хазарского каганата.
Читайте наши статьи на Дзен