Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-04-03 22:12:14
Михаил Кизилов

Как жили крымские татары 350 лет тому назад

Именно XVII век, а в особенности его середина, является наиболее изученным периодом в истории Крымского ханства. Именно в это время, отчасти из-за вовлечения этого государства в большую геополитическую игру на территории современной Украины, Крым посещает значительное количество различных посольств и путешественников, оставивших выразительные и яркие описания крымских татар и их быта. Кроме того, именно в это время вели свои хроники крымский татарин Хаджи Мехмед Сенаи-Кырымлы, армянин Хачатур Кафайеци, итальянцы Эмидио Портелли д’Асколи и Джованни да Люкка. Ну и наконец, именно в это время (1665-1666 годы) в Крым во второй раз приезжает знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, несколько раз побывавший в Крыму и поместивший свои впечатления от этих поездок в десятитомной «Книге путешествия» — «Сейахатнаме». На основании вышеуказанным источников, а также некоторых других данных, попытаемся представить, как выглядела жизнь крымских татар середины XVII века.

Традиционное жилище

Пожалуй, быт любого народа начинается с жилища. Б. А. Куфтин выделял четыре типа крымскотатарских домов. Традиционные татарские дома XVII века, как правило, были одно- и двухэтажными. На верхнем этаже жили хозяева, а нижний обыкновенно отводился под бытовые комнаты; на первых этажах часто содержали животных. Дома отапливались печами-тандырами, устроенными посередине комнат. Взрослые мужчины жили отдельно от женщин и детей. Крыши домов были двускатные, крытые красной черепицей. Стены делались из камня или саманных кирпичей в сочетании с деревянными балками. Азбар (двор) дома, как правило, окружался слепой стеной без окон: дом мусульманина был его крепостью, в которую не должен был проникать взгляд чужака. Дома знати были более масштабные и богатые; классическим примером служит комплекс ханского дворца в Бахчисарае.

Религия

Все источники рассказывают нам о принадлежности крымских татар к исламу ханафитского толка. Эвлия Челеби упоминает о том, что в Крыму также проживали и многочисленные исламские мистики-суфии. По его сведениям, к суфийским братствам принадлежали не только рядовые мусульмане, но и члены правящей династии Гиреев. Во время посещения Акмесджида (современный Симферополь) путешественник вступил в теологическую дискуссию с одним из местных суфиев и даже поругался с ним.

Образ жизни

Практически все источники того периода сходятся на том, что основным источником доходов Крымского ханства того периода были военные набеги и работорговля. Вот, например, что об этом говорит Мартин Броневский: «Хотя почва их очень плодоносна, однако немногие занимаются земледелием и хлебопашеством; большая часть не обрабатывают полей и не сеют хлеба… Греки-христиане, живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля… В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, евреи, черкесы, пятигорцы…».

Действительно, в большинстве своем, мужчина-крымский татарин того времени имел статус воина, которому было негоже заниматься ремеслами или сельским хозяйством. «Другого занятия, кроме войны, они не знают. Продолжительная опытность в военном искусстве познакомила их с тайнами его» – так о крымских татарах писал Джованни да Люкка.

Национальная кухня

Самобытность любого народа, в том числе и крымскотатарского, проявляется и через его национальную кухню. Один из источников пишет: «Питаются кониною, верблюжиною, быками, коровами, и баранами, которых у них очень много. Знатнейшие и богатые употребляют хлеб, говядину… и сладкие напитки; а простой народ не имеет хлеба, употребляют вместо него толченое пшено, разведенное водою и молоком… вместо питья употребляют кобылье молоко и сыворотку». О том, что в тот период крымские татары не изготавливали хлеб, говорят и мусульманские источники. Интересно, что по мнению Эвлии Челеби, крымские татары опасались пить воду, заменяя ее кумысом, молоком или даже свежей кровью животных.

Эвлия Челеби оставил любопытное описание своеобразного приготовления мяса: «Кладут под чепрак… после чего садятся на коня и гарцуют на нем в течение длительного времени. Когда же из конского мяса уже сок вытечет, то считают, что к потреблению оно уже готово, и тогда съедают ту конину». А вот описание одного из первых блюд: «Народ этот… в обильных количествах употребляет похлебку с мелко порезанным тестом… Этот суп с тестом, так называемую похлебку с лахшой, они едят потому, что Пророк в святом хадисе своем промолвил: «Наилучшей пищей является лакша»».

Записал Челеби и вот такую интересную народную легенду. По его словам, крымские татары имели обычай в знак высочайшего уважения к гостю готовить ему кебаб – жаркое из мелко нарезанной баранины, используя при этом в качестве топлива не обычные дрова, а колесо от арбы. Обычай этот пошел от легенды о татарине, который, находясь в степи, где не было деревьев, принимал ногая, и, желая достойно приветить гостя, испек ему кебаб, за неимением другого топлива, на колесе от собственной арбы. По словам путешественника, с этого времени и повелось, что татары, желая оказать уважение гостю, потчуют его бараньей печенью, испеченной на костре, сделанном из колеса арбы.

Одежда

В ту историческую эпоху одежда ценилась гораздо дороже, нежели сейчас. Практически любая часть одежды носилась, штопалась и перелицовывалась вплоть до полного износа. Из источников XVII века явствует, что тогда крымские татары одевались менее разнообразно, нежели в XIX веке. Суммируя описание одежды крымских татар, оставленное путешественниками того периода, можно прийти к выводу: практически все носили «суконные кафтаны и суконные штаны»; знать облачалась также в собольи шубы и шапки. Некоторые носили на голове «намотанные белые чалмы»; на ногах – плетеные ботинки или туфли. Женщины носили суконные ферадже (долгополая одежда с длинным рукавом) с широким воротом, а на ноги надевали нижние сапожки и ботинки.

Бани

Бани, распространенные тогда в Крыму (сейчас мы называем их турецкими), имели свои функциональные особенности: они являлись не только местом для омовения, но и для приятного времяпрепровождения, светских бесед и деловых разговоров. Вот как выглядела баня Мехмед Гирея IV в Бахчисарае: «Это прекрасная баня, полная света, со сводом, покрытым прекрасной черепицей, красной, как рубины… Над дверьми золотыми и небесными письменами в стиле джели написана хронограмма… Пол в ней белым мрамором выложен… Посреди находится большая зала в форме восьмиугольника с фонтаном».

Из многочисленных бань эпохи Крымского ханства до наших дней дошло все несколько; наиболее примечательной является «Сары-Гюзель» («Белокурая красавица») на территории Бахчисарайского дворца-музея, датирующаяся XVI веком. Интересна также турецкая баня, сохранившаяся в Евпатории.

Народная музыка и танец

Несмотря на то, что у крымских татар были богатейшие традиции народных танцев и песен, к сожалению, практически ни один из путешественников не оставил никаких сведений об этом. При этом тот же Эвлия Челеби подробно описывает, что у хана Мехмед Гирея IV была целая танцевально-музыкальная группа из черкесских, абхазских и грузинских юношей и девушек, которые танцевали и играли на сазах, бубнах, барабанах, цимбалах, чангах и ребабах.

Общая характеристика

Здесь источники того периода расходятся. Несмотря на общее недовольство набегами и жестокостью татар, даже христианские авторы XVII века часто ценили их отвагу и храбрость. Михалон Литвин (XVI век) так вообще написал целый трактат о том, что христианам надо брать пример с моральных качеств примитивных, но честных и прямых крымских татар. Ну и, конечно, крайне высоко ценил своих единоверцев мусульманин Эвлия Челеби: «Народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, враждебности, он не склонен кого-либо предавать бесчестью, настраивать одних против других, ибо это у них весьма не в почете. Слыша, что должен прийти сплетник, люди эти убегают от него».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: