Зачем казаки копали «могилы для живых»
Где только не бывали казаки за историю своего существования, в какие только условия не попадали они в походах. Они замерзали с ледяной Сибири, голодали на китайской границе и сгорали дочерна в пустынях Средней Азии. Кубанский казак Фёдор Иванович Елисеев писал в воспоминаниях, что на войне казаки привыкали к такой ненормальной жизни и к таким невыносимым условиям существования, какие в мирное время могли только ужаснуть.
На Кавказе снег, в пустыне – голод
Часто в походах казаки погибали не столько от пуль, сколько от снежных буранов, голода и обвалов.
На Кавказе казакам не давал расслабиться суровый климат: зимой сугробы достигали в высоту трех метров; было невозможно разгрести узкие, «в одного коня» тропы, приходилось то голодать из-за застрявшего где-то обоза, то замерзать из-за отсутствия дров в холодных, каменных хижинах горцев.
В невыносимых условиях казаки вели боевые действия на Кавказе и во время I Мировой: они долгое время жили под открытым небом под непрекращающимся снегопадом.
Во время похода на Каспий в 1851 году казаки Оренбуржского войска голодали. Местное население бежало от них, и разжиться провиантом было негде, а дичи в степи не было – уже к маю степь являла собой выжженную солнцем пустыню.
Часто ее специально выжигали, чтобы лишить казачьих лошадей подножного корма, – об этом пишет историк из Оренбурга Елена Викторовна Годовова в статье «Повседневная жизнь казаков в экстремальных военно-полевых условиях». Доходило до того, что на казака приходилось в сутки по четверти фунта сухарей – то есть всего по 100 граммов!
Настоящей проблемой в походах по Средней Азии была вода – источники пересыхали, колодцы оскверняли враги, чтобы лишить казаков воды – бросали к них падаль и дохлых собак.
На Дальнем Востоке – голод и ледяные ветра
В книге «Первый Нерченский полк Забайкальского казачьего войска» (составитель А. Е Маковкин, 1907 год) говорится о том, что на Дальнем Востоке условия тоже были не сахар. Зимой стояла стужа до 30 градусов с сильнейшими ветрами, а летом начинались ливни, и передвигаться можно было с трудом. Не хватало домов с крышами, где казаки могли бы согреться и обсохнуть. В книге приводится случай, когда, утопая по колено в грязи, казаки спускались с перевала, за день прошли только 9 километров, а к ночи вышли к китайскому селению, где хибар на всех не хватило и многим пришлось ночевать под дождем.
Во время конфликтов на границе с Китаем казаки на заставах месяцами оставались без провизии. Они добывали еду себе и лошадям сами, и хорошо, если проходящие мимо воинские части оставляли им хоть какие-то припасы. Так как жить приходилось в постоянной угрозе набега китайцев, то многие не оставались в селениях, а были вынуждены жить в отдалении от них, другие же заставы стояли в чистом поле, где найти провиант было целой проблемой.
Не лучшим было снабжение казачьих частей в I Мировую: по воспоминаниям казака Бахтурова, донские казаки частенько воевали не на сытый желудок. Обозы опаздывали, и иногда днями приходилось довольствоваться сухим пайком – сухарями, которые были по твердости схожи с железом.
Гибель казаков
Бывало так, что из-за непогоды казаки гибли сотнями. Например, при штурме турецкой крепости Эрзерум из-за снежного бурана батальон донцов-пластунов, за одну ночь потерял полтысячи бойцов из-за снежной бури, которая застала казаков в горах, – они просто замерзли.
6 тыс. человек получили обморожения, а 45 – сорвались в пропасть. Многие замерзали, стоя на часах: казак укрывался буркой, его заносило снегом и он засыпал вечным сном…
Казаки часто страдали от цинги: в Каспийском походе она выкосила половину состава, а те, кто вернулись домой, остались без зубов.
Как казаки спасались
По-разному. На Дальнем Востоке зимой спасали овчинные тулупы и китайские шапки с ушами, а ноги казаки согревали, разминая их активной ходьбой. От обморожений смазывали руки и лицо жиром – гусиным, свиным, медвежьим. Окоченевших часовых растирали водкой, спиртом, поили ромом, коньяком.
Когда не было возможности развести костер, чтобы согреться устраивали «кучу малу».
Особо ценились у казаков люди, способные в пустыне или в горах найти воду. Историк Годовова приводит в пример оренбуржского казака Никлая Агапова, который умел находить воду, а в крайнем случае договариваться с местными проводниками, расчищал ручьи и родники для получения хорошей, качественной воды. В походах воду запасали во фляги, в меха и в кубышки. Особо ценили «хивинские», в которые входило до 7 ведер воды. Такой объем груза везли уже не лошади, а верблюды.
При передвижении войск в Средней Азии приходилось идти на ухищрения – казаки разбивались на несколько отрядов, которые шли один за другим, либо шли разными маршрутами, так как встречающиеся на пути колодцы были маловодными и не могли обеспечить водой сразу всех.
Так пройдет
Разумеется, качество воды и пищи сказывалось на здоровье воинов. Ни диарею, ни отравления каким-то особым способом казаки не лечили, полагаясь на голодание и ограничение пищи. Фельдшеры в отрядах были, но набор медикаментов был ограничен.
Способы готовить местную еду перенимали у туземцев. Например, в Каспийском походе у местных научились правильно готовить ячмень – его обжаривали в котлах с жиром, затем лущили, провеивали и только потом варили с мясом.
В пустыне у Сырь-Дарьи от холода спаслись, копая «могилы для живых» – большие ямы в песке и набиваясь в них по несколько человек сразу. Несмотря на то, что воздух в пустыне ночью охлаждался быстро, раскаленный за день песок еще долго хранил тепло и спасал казакам жизнь и здоровье.
От вшей спасались, заваривая белье в горячей воде с золой, а в пустыне прожаривая одежду над костром или на солнце каждые три дня. Там же устраивали сухую баню – раздевались донага, обтирались песком, а потом счищали его с кожи. Брились в походных условиях обязательно. Те, кто бороды не носили, просто подпаливали щетину и стирали остатки полотенцем, а бородатые казаки, чтобы поддерживать опрятный вид, подвешивали шашку за темляк и брились ее лезвием – об это пишет автор А. С. Мовчан в книге «Казаки (быт и традиции).
Читайте наши статьи на Дзен