Почему украинских казаков прозвали черкасами
Одно из названий, под которым днепровские, или запорожские, казаки встречаются в источниках, — черкасы. Этим же именем зовутся черкесы на Северном Кавказе. «Черкас», «черкашенин», во множественном числе «черкасы» — это имя применяется к двум, казалось бы, совершенно различным народам. Путаница? Совпадение?
Украинские казаки и кавказские черкесы были одним народом еще в начале 17 века
Характерно, что еще в 17 столетии украинские казаки и кавказские черкесы считали себя одним народом. Об этом сохранилось четкое свидетельство в официальном документе — отчете о дипломатической миссии посланников московского царя Михаила Федоровича Романова, дворянина Ивана Кондырева и дьяка Тихона Бормосова, к турецкому султану в 1622—1623 гг. Их рассказ был передан Сергеем Соловьевым в 9-м томе «Истории России»
На обратном пути из Стамбула московские послы были схвачены под Темрюком на Кубани запорожскими казаками. Казаки потребовали с послов выкуп за действия донских казаков. Незадолго до этого донцы погромили таманских черкесов, пожгли много их судов и взяли в плен сына таманского наместника — вероятно, черкеса. Мотив действий запорожцев очевиден — месть за иноплеменников. До выкупа украинцы посадили московских посланников в тюрьму в Темрюке. Поскольку Темрюк тоже был черкесским городом, ясно, что запорожцы и черкесы выступают в данном эпизоде не просто союзниками, а одним политическим целым. Сам инцидент разрешился благодаря вмешательству турецкого губернатора города Кафы, потребовавшего немедленного освобождения московских послов без всякого выкупа — черкесы Кубани все-таки признавали владычество Турции.
Казаки — касахи — касоги
Вряд ли следует сомневаться в том, что украинские казаки в значительной степени вели свое происхождение от северокавказских черкесов. Поэтому на Москве отождествляли оба народа. Но откуда черкесы взялись на Днепре?
Сами черкесские корни казачества не могут удивлять. По одной из весьма обоснованных гипотез, слово «казак» — черкесского происхождения. Древнерусские летописи знали народ касогов на западе Северного Кавказа, на Кубани. С ними постоянно имели дела (то военные, то мирные) русские князья Тмутаракани. Хорошо известно летописное предание о том, как чернигово-тмутараканский князь Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, коварством одолел в поединке касожского князя Редедю. Знают Редедю (под именем Ридадэ) как могущественного вождя и сильного богатыря адыго-абхазские предания. Любопытно, что очень многие дворянские роды в Московском царстве считали себя потомками Редеди, однако их черкесское происхождение никакими свидетельствами нее подтверждается.
По соседству с касогами жили ясы, как их называют летописи, — потомки алан и предки осетин. Ясы нередко становились союзниками Руси против касогов. Известно, что ясы называли касогов «касахами». Это слово еще ближе к казакам. И хотя в тюркских языках есть слово «казак», означающее вольного человека, это не исключает двойной этимологии субэтнонима «казак» — как от тюркского «казака», так и от черкесского этнонима.
Еще одну параллель с черкесами как предками казаков представляет происхождение казаков на реке Хопер. Они известны в источниках раньше казаков на всех других реках, причем казаками они назывались уже в 14 веке. До начала 20 века хоперские казаки сохраняли сильные субэтнические отличия от донских казаков, и их прозывали особым именем «чихи» или «чиги».
Самая убедительная гипотеза происхождения этого названия связывает его с адыго-абхазским народом зихов, известным на побережье Черного моря еще с античности. Зихи считались потомками аргонавтов, промышляли пиратством (как тут не вспомнить позднейшие набеги запорожцев на морских челнах на Стамбул?). В 8—10 вв. Зихия сложилась в мощное государство — союзника Византии. После монгольского нашествия Зихия исчезла, а зихи, вероятно, рассеялись по соседним странам. Часть донских казаков тоже издавна звалась черкасами, о чем свидетельствуют названия исторических столиц Войска Донского — Старочеркасск и Новочеркасск. Таким образом, значительное участие черкесов в сложении казачества не подлежит сомнению.
Черкасы на Днепре
О давнем присутствии черкесов на Днепре может свидетельствовать город Черкассы. Первое упоминание о нем в источниках относится к концу 14 века. В конце 15 века воеводой в Черкассах был князь Богдан Глинский, считавший себя потомком Чингисхана и прославленный в украинском фольклоре под именем Мамая. По мнению Василия Татищева, писавшего в первой половине 18 века, Черкассы были основаны пришедшими с Кавказа черкесами только в 14 веке.
Николай Карамзин в начале 19 века считал, что черкасами уже во времена Киевской Руси звались поселившиеся на Днепре в 11—12 вв. и несшие пограничную службу против половцев народы — торки, берендеи и черные клобуки. Однако его версия не проходит критической проверки – ни один источник того времени не называет эти народы черкасами. Историки обычно считают эти народы тюркскими. Но это обобщающее мнение спорно. Нельзя исключать наличия среди них черкесов, под другими именами.
Древнерусские источники дают конкретное указание, когда на Днепре могли появиться черкесы. В «Повести временных лет» под 965 годом говорится, что князь Святослав ходил походом на хазар, победил их и взял их столицу Белую Вежу. Далее прибавляется: «И победил ясов и касогов». Про опустошение руссами Хазарии в это же время сообщает арабский географ Ибн Хаукаль в «Книге путей и царств».
Та летопись, на которую опирался Татищев, несколько подробнее описывает судьбу побежденных Святославом народов Хазарии. Святослав, по словам «Истории российской» Татищева, «ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение, а грады их разорил».
Итак, военная экспедиция Святослава в 965 году, приведшая к разгрому Хазарии, сопровождалась депортацией части северокавказских народов — ясов и касогов — (осетин и черкесов) — и расселением их на Днепре, в самом городе Киеве и, видимо, его окрестностях.
Таким образом, украинские черкасы могут происходить еще от тех касогов-черкесов, которых Святослав выселил с их родины в 10 столетии. Стоит заметить, что сами казаки не называли себя черкасами, как и черкесы не зовут себя так. Это имя дали им соседние народы. Очевидно, одним и тем же словом «черкасы — черкесы» прозвали тех и других потому, что в их обычаях столетия спустя сохранялось еще очень много общего. Да и сами запорожцы помнили о своих кавказских корнях, как доказывает приведенный выше эпизод 17 века.
Читайте наши статьи на Дзен