Гунны против готов: за кем осталась победа
Самым серьезным потрясением для человеческой цивилизации в начале I тысячелетия стало так называемое «Великое переселение народов». Что же послужило причиной этого процесса? Гигантские племенные образования – аланы, герулы, бургунды, готы и некоторые другие – были вынуждены уйти с обжитых мест под ударами кочевников-гуннов в 70-е годы IV века н. э. Пожалуй, наиболее драматичным эпизодом этой истории явилось столкновение гуннов с державой готского короля Германариха.
Первое столкновение готов с гуннами
В IV веке король остготов Германарих, объединив различные германские племена и племена, обитавшие на северном побережье Черного моря, создал огромное государство, точные данные о размерах которого отсутствуют. Известно лишь, что раскинулось оно на всем пространстве степей Приазовья и южной России между Доном и Днепром, и включало в себя также Северное Причерноморье. Процессы становления готской государственности в 70-е годы IV века были прерваны вторжением кочевников-гуннов. В результате разгрома племенного объединения Германариха в движение пришли огромные народные массы – сначала остготы и союзные им племена, потом вестготы и многие другие народы. В ходе бесконечных войн и переселений вестготы достигли Испании, а остготы – Италии, где и основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест. Вот как рассказывает о вторжении гуннов в восточный Крым готский историк Иордан:
«…Охотники из этого племени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое [до тех пор] считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез…»
Гунны и преодоление Керченского пролива
Необходимо отметить, что рассказ о проникновении гуннов в Крым в погоне за оленем (коровой или ланью), безусловно, имеет характер легенды. Этот сюжет можно встретить у многих других историков эпохи раннего средневековья. Здесь заметны отголоски античного мифа о возлюбленной Зевса Ио, обращенной ревнивой богиней Герой в корову и гонимой оводом. В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» можно найти следующие слова Прометея, обращенные к Ио:
Ты выйдешь к перешейку Киммерийскому,
К воротам узким моря, безбоязненно
Пересечешь теснину Меотийских вод,
И вечно среди смертных славной памятью
Об этой переправе будет имя жить –
«Боспор» – «Коровий брод».
Интересно, что в трагедии античного драматурга полностью отражаются крымские реалии: Киммерийский перешеек, «теснина Меотийских вод» (т. е. Керченский пролив) и Боспор (коровий брод – др. греч.). О возможности пересечь замерзший Керченский пролив неоднократно писали историки как античного, так и раннего нового времени. Н. Ф. Федосеев на основании данных археологических и письменных источников пришел к выводу о том, что в античное время Боспор Киммерийский можно было преодолеть по мелководью не только в зимнее, но и в летнее время.
Дальнейшее продвижение гуннов в Европу
Итак, легенда, уходящая корнями вглубь греческой мифологии, отражает реальный факт вторжения гуннов в Крым около 375 года н.э. Несмотря на точное указание места перехода гуннов из Азии в Европу, в Крым прошла, по-видимому, лишь малая (южная) волна гуннов, подчинивших себе восток и север полуострова и оттеснивших готов на юго-запад Таврики – таково было древнейшее название Крыма.
Наводя ужас на цивилизованную Европу, гунны опустошили Сирию и Каппадокию, напав также и на Восточную Римскую империю. Во время правления знаменитого Аттилы (434–453 гг. н.э.) гуннская держава достигает наибольшей мощи, однако уже в 451-м году гунны и их союзники остготы терпят поражение в битве на Каталаунских полях, а после смерти Аттилы и разгрома гуннов в 454 году на реке Недао в Паннонии (римская провинция, ныне – территория Венгрии, Австрии, и ряда балканских государств) гуннский союз племен распадается.
Второе столкновение гуннов с готами
Вскоре после этого в Крыму происходит второе столкновение гуннов с готами. По сообщению Прокопия Кесарийского, после смерти гуннского царя один из его сыновей по имени Утигур вместе со своим племенем решил возвратиться «домой» в Приазовье. Дорогу им преградили проживавшие там готы:
«Недалеко от Меотийского Болота [т. е. Азовского моря] они встретили так называемых готов-тетракситов. И сначала готы, устроив преграду из своих щитов, решились отражать их нападение, полагаясь на свою силу и на крепость своих позиций; они ведь были самыми сильными из всех тамошних варваров… Но потом… они вступили друг с другом в переговоры, с тем, чтобы, соединив свои силы вместе, совершить переход…»
Где именно произошло второе столкновение готов с гуннами точно неизвестно. Ученые предполагают, что это могло произойти во второй половине V века либо в узком месте Керченского полуострова между Феодосийским и Арабатским заливами, либо в районе Перекопского перешейка. Одним из важнейших результатов столкновения стало дальнейшее разделение готов. Часть из них – готы-тетракситы – ушла на азиатскую сторону Боспора, другие их собратья решили остаться в юго-западном Крыму.
Можно заметить, что военные столкновения гуннов с готами развивались по-разному. Если во время вторжения в Крым в 370-е годы победа была однозначно на стороне гуннов, то во время так называемой «Битвы народов» на Каталаунских полях 451 года, закончившейся разгромом гуннов, различные готские племена были как на стороне гуннов, так и на стороне их противников римлян. Последнее столкновение гуннов и готов, произошедшее в восточном Крыму во второй половине V века н.э., закончилось «ничьей» и мирным союзом двух народов.
Читайте наши статьи на Дзен