Хуэй: как возник этот китайский народ
В Китае на сегодняшний день 56 официально признанных национальных меньшинств. Многие из них говорят на разных диалектах и отличаются культурой. Есть среди китайских народностей одна, которая особенно выделяется. Это народ Хуэй. Его особенность не в языке, а именно в культуре. Много столетий эти люди исповедовали ислам ханафитского толка, неоднократно подвергались за это гонениям, но вновь и вновь объединялись и сохранили свою самобытность. Полное название народа звучит как «лао хуэй»-хуэй» и переводится «почтенные, правоверные мусульмане».
Происхождение Хуэй
Историки до сих пор не пришли к единому мнению, как возник этот народ. Их считали либо тюрками, пришедшими в Китай и утратившими прежнюю культуру, либо китайцами, принявшими ислам. Две эти версии скорее всего отражают разные этапы становления Хуэй.
Как сообщает Джон Эспозито в работе «Оксфордская история Ислама» (издательство Оксфордского университета), у самого народа есть легенда о своём появлении. В ней говорится, что императору Тан привиделся сон о появлении новой веры. В этом сне лев – символ ислама – победил слона, который олицетворял буддизм. Сон так взволновал императора, что тот обратился к своим астрологам за советом. По их рекомендациям он отправил послов к Мухаммеду с просьбой прислать в Китай проповедников ислама.
Мухаммед в ответ на эту просьбу отправил 300 арабских посланцев. Их потомство от браков с китаянками и дало начало народу Хуэй. Впрочем, свидетельств о прибытии в Китай большой группы арабов в седьмом веке не сохранилось. Однако связи с арабским миром у них были тесными. Элементы культуры активно проникали по Великому шёлковому пути, ислам постепенно распространялся в Китае.
Когда власть в Поднебесной перешла к династии Мин (1368-1644), Хуэй уже был оформившимся народом со своей культурой и религией. Ислам процветал, в страну приезжали проповедники и ученые из Средней Азии. В городе Наньнин, первой столице династии Мин, появились мечети, которые также выполняли роль образовательных центров.
Но когда трон заняла маньчжурская династия Цин (1644-1911), на Хуэй, да и вообще все мусульман на подконтрольных территориях, начались гонения. Отчасти это было местью за то, что Хуэй поддерживал предыдущую династию, когда шло маньчжурское завоевание. На последующие репрессии
народ ответил серией восстаний, которые подавлялись с особой жестокостью.
Пантайское восстание
Одним из наиболее крупных выступлений Хуэй является Пантайское восстание, получившее своё название от бирманского слова «пантай», которым местное население обозначало китайских мусульманских купцов. Началось всё с межэтнических столкновений народности Хань с хуэйцами за контроль над серебряными, золотыми и свинцовыми шахтами в центральной части провинции Юньнани.
Брюс Элемана в работе «Современная китайская война 1795-1989» пишет, что конфликт особенно обострился в 1850-х годах. Цинское правительство не вмешивалось, предоставляя ханьцам вытеснять Хуэй с исконных территорий, пока не произошла особенно кровавая стычка в городе Куньмин. После этого местные власти устроили жестокую расправу над местными хуэйцами. Это стало последней каплей. Началась открытая вооружённая борьба.
Лидер восстания Ду Вэньсю провозгласил себя главнокомандующим и занял город Дали. Там он собрал правительство, сформировал армию и двинулся на столицу провинции город Куньмин. Однако успех был кратковременным. Правительственные войска быстро отвоевали все взятые повстанцами города, а народ Хуэй был подвергнут жестоким репрессиям и массовым казням. По разным оценкам, жертвами конфликта стали около двух миллионов человек. Остатки народа принудительно переселили в неплодородные суровые области.
Гражданская война
С начала ХХ века по 1940-е года в Китае шла кровопролитная гражданская война. Свою роль в ней сыграл и народ Хуэй. Воспользовавшись свержением династии Цин, разрозненные группы объединились и создали так называемую Клику Ма – союз нескольких милитаризированных областей под руководством генералов, многие из которых носили распространённую у Хуэй фамилию «Ма».
Они фактически управляли северо-западом страны. Однако генералы не смогли удержать власть. Население, недовольное тяжёлыми налогами и гнётом военных, стало в массовом порядке переходить на сторону набиравшей силы китайской Красной армии. В ней стали появляться целые мусульманские полки. При этом религия вполне уживалась с коммунистическими идеалами. Особенно красные солдаты Хуэй уважали Карла Маркса, называя его Бородач Ма.
После разгрома Клики Ма её лидер Ма Буфан бежал. Расколовшийся на два лагеря народ ещё долго не мог объединиться. Сторонники Клики были жестоко подавлены.
Сейчас народ Хуэй отстоял свои традиции и религию. Хуэйцам разрешено исповедовать ислам, а их культура охраняется государством. При этом многие занимают руководящие должности в Коммунистической партии.