Натазники: каким было нижнее белье чукчей
В романе «Территория» герой советского писателя Олега Михайловича Куваева чукча Кьяе с удовольствием отмечает, что его внучка Тамара соблюдает старые обычаи чукотских женщин – в жаркое время года на стойбище ходит обнаженная в одном лишь натазнике – повязке из шкурок песца и «дает коже дышать».
Между тем у многих ученых можно найти упоминание о том, что чукчи нижнее белье вообще не носили. Об этом, например, прямо пишет историк Анна Валинуровна Ахметова в статье «Медицинское обслуживание и устройство быта коренного населения Чукотки в дореволюционный период». Она указывает, что условия быта чукчей находились на очень низком уровне, в одной яранге часто жило до 10—15 человек, смена одежды у которых происходила по мере её изнашиваемости. Взрослые чукчи белья не носили, а малышей одевали в специальные детские меховые комбинезоны, крой которых предусматривал меховые аналоги подгузников, которые меняли по мере загрязнения.
Так где же правда? Быть может, советский писатель идеализировал местных девушек? Или в записи историка закралась ошибка?
Натазники – что это и кто их носил?
Известно, что аналог крохотных женских трусиков – меховые натазники летом носили эскимосские модницы на Американском континенте. Их шили из нежных шкурок молодых котиков и украшали мехом лис и песцов. Разумеется, эти «трусики» имели и эротический характер, и должны были привлекать внимание мужчин.
На нашем континенте натазники – аналог нижнего белья надевали под грубую верхнюю одежду местные немногочисленные эскимосы, а также эвенки и эвены (тунгусы).
К примеру, в «Историко-лингвистическом словаре трилогии «Государева вотчина» автора А. М. Бондаренко слово натазник обозначает суконную нижнюю одежду эвенов, которую надевали под верхнюю одежду: кафтан и меховые или ровдужные штаны.
В работе «Русско-индейские контакты в Калифорнии» автора А. А. Истомина говорится, что натазники носили северные самодийцы – то есть ненцы, энцы, нганасаны и селькупы. Носили натазники и ближайшие соседи чукчей, их вечные враги – коряки.
Эвенскийские натазники представляли собой род коротких, таких, что едва прикрывали таз, шорт, которые назывались «хэрки» и шились из тонкой замши или из сукна.
Но была ли подобная одежда у чукчей? Ведь даже известный специалист по этому народу Владимир Германович Тан-Богораз указывает в книге «Чукчи», что белья у них не было. Этнограф сетует, что даже русские на Чукотке часто носили рубашку бессменно, пока она не сваливалась с плеч от ветхости. Что же касается чукчей, то они иногда покупали у русских рубахи и использовали их как «вошеловки». Чукчи надевали их под низ меховой одежды, ждали, когда вши из меха перейдут в рубаху и забьются в швы, а потом снимали с себя рубашку и давили насекомых. Однажды Богораз даже поймал шамана, который пытался украсть у него белье, сушившееся на веревке. Видимо, того закусали вши, и он решил таким образом поправить дело.
Так значит, белья чукчи не носили?
Чукча чукче рознь
Носили! Но только приморские или береговые чукчи, которые, возможно, переняли этот вид одежды у эскимосов. Эту деталь Богораз упоминает в работе «Материальная культура чукчей», которая только недавно была переведена с английского языка. В ней он пишет, что во внутреннем жарком пологе яранги чукчи раздевались «почти догола», оставаясь в коротких натазниках. Здесь же он указывает, что натазники использовали в качестве нательного белья мужчины из береговых чукч.
Этнограф Вадим Анатольевич Тураев в энциклопедии «Народы и религии мира» подтверждает, что мужчины и женщины у приморских чукч носили натазники, которые шили из тонкой замши, а сверху надевали двойные штаны, нижняя часть которых состояла из ровдуги, а верхняя – из меха оленя.
Верхняя наплечная одежда у береговых чукч представляла собой глухую рубаху, сшитую мехом внутрь, зимой чукчи надевали на себя еще одну рубаху, сшитую мехом наружу, а в сырое время года для защиты от влаги сверху надевали еще и так называемую «камлею» с капюшоном, сшитую из выделанных кишок морских зверей.
Женская почти не отличалась от мужской, правда, зимой женщины носили особенные сдвоенные комбинезоны – керкеры, а в непогоду и в длительные переезды поверх надевали камлейки. Летом и мужчины, и женщины, как правило, донашивали зимнюю одежду.
Если учесть, что чукчи сами себя называли очень потливыми людьми, то становится понятно, почему летом они старались как можно чаще обнажаться и раздевались до натазников летом на стойбище, а зимой – в жаркой внутренности яранги.
Читайте наши статьи на Дзен