Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-08-29 19:17:27
Майя Новик

Почему христианство не запретило алкоголь, как ислам

Христианство отрицательно относится к пьянству. Но и не только христианство – в Ветхом Завете в книге пророка Исайи говорится, что каждый, кто с утра ищет сикеры – то есть алкогольного напитка, или до вечера горячит себя вином, познает горе. С этим высказыванием согласен и Новый Завет: в посланиях ап. Павла к жителям Эфеса есть предупреждение о том, что вино есть блуд, а христианину следует не упиваться им, но радеть о наполнении «души своей Духом». В первом послании того же апостола к жителям Коринфа (1Кор. 6:9) прямо указывается, что «…пьяницы… царства Божьего не наследуют…».

Пить нельзя?

Не рекомендуют пить вино и Святые отцы православной церкви. Например Святой Феодор из Студитского монастыря, живший в VII—VIII веках, в своих «Творениях» указывал, что тот, кто воздерживается от пития вина, носит в себе Духа Святого, а тот кто пьет одну лишь воду, «облекается в одежды умиления».

Канонизированный православной церковью Святой Василий Великий в IV веке считал, что алкогольные напитки сами себя ведут к большему, не утоляя жажды, но делая человека ненасытным и возбуждая его к еще большему питию.

Бывали, правда, редко, и прямые запреты. Например, русский святой XVIII века Тихон Задонский однажды запретил пить вино семинаристам Воронежской семинарии. Будучи епископом местной епархии он издал указ, которым запретил распивать семинаристам «горячительное вино и прочее хмельное питие», поскольку от всего это бывает «пиянственная страсть». А уличенные в питии будущие священники, даже в том случае, если они пили не до пьяна, подвергались штрафу.

Св. Феофан Затворник призывал воздерживаться от греха пьянства в том случае, если ему подвержены не вы, а человек, находящийся рядом с вами. Он призывал воздерживать от пьянства ради спасения собрата.

Архиепископ Вологодский Никон в 1906 году писал, что трезвость – добродетель и украшение пророков. И призывая к ней, он указывал, что святые вина не пили. НапримерЮ, не употреблял его Предтеча Господень – Иоанн. Явившийся к его будущему отцу Симеону архангел, сказал, предвозвещенная рождение сына, что величие того будет заключаться в добродетели воздержания и потому исполнится Духом Святым.

Архиепископ при этом указывал, что добродетель воздержания высока, а невоздержание – гнусно, так как открывает дверь, через которую в человека входят и другие пороки.

В православной церкви даже было движение трезвенников, которых называли абстинентами, и в 1912 году будущий новомученик Киевский митрополит Владимир Богоявленский делал доклад «Против ли нас, абстинентов, Библия», в котором назвал воздержание – единственным средством излечения русского народа от пьянства.

Пить можно?

Кажется, что осознавая вред, который несет алкоголь людям, церковь должна была запретить его употребление. Но обратите внимание, что все Святые отцы рекомендуют не пить вино, указывают на его вред, но при этом не запрещают его употреблять мирянам.
Значит пить можно?
Не все так просто. Во-первых, когда речь идет о разрешении в некоторых случаях употреблять алкоголь, речь идет именно о виноградном вине. О других напитках, как о восходящих к язычеству, будь то пальмовое вино, пиво или самогон, речь не идет – все это «секира» и к ним лучше не притрагиваться. Питие же вина имеет глубокие корни, и восходит  к традиции обеззараживать им воду на Ближнем Востоке и употреблять его в качестве лекарства при кишечных инфекциях.
Даже известный строгостью ап. Павел советует другу Тимофею не пить одну воду, но добавлять к ней понемногу вино «ради желудка твоего и частых твоих недугов».
К слову сказать, вино у иудеев не было крепким. Самое крепкое вино готовилось из изюма и крепость его составляла 16—17 градусов.
Не против винопития был и Ветхий завет, в котором говорилось: « дайте…. вино, огорченному душой, он выпьет и… не вспомнит … о страдании». Во-вторых, вино в Ветхом Завете – это символ радости. В 103 псалме написано, что «вино веселит сердце человека».
Эту традицию перенимает Новый Завет, где вино –  символ радости духовной, а виноградная лоза – символ Христа. В Евангелие от ап. Иоанна Спаситель говорит: «Азъ есмь лоза истинная и Отецъ мой делатель есть…».
Недаром первое чудо Христа – это претворение воды в вино на свадьбе в Кане. У хозяина, кончается вино, чтобы не портить веселье, Спаситель претворяет воду в вино и гости изумляются и спрашивают хозяина – зачем тот давал им сначала вино похуже, а напоследок приберег лучшее?
Вином благословляются молодые во время таинства венчания: молодые выпивают по глотку освященного вина в знак благословения их союза Богом.

Можно, но не всегда

И наконец, на Тайной вечере Христос подает апостолам хлеб и чашу с вином, устанавливая в Своей церкви Таинство Евхаристии, и говорит им: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание», – написано в Первом послании к жителям Коринфа ап. Павла.

Причем, Спаситель уточняет, что если кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, «виновен будет против Тела и Крови Господней».

Это значит самое главное – запрет употреблять вино ведет к запрету принятия последователями Спасителя Его Даров – Тела и Крови Христовой, а значит, противоречит самому учению Спасителя, а потому в христианстве невозможен.

Поэтому употреблять вино христианам можно, но в весьма умеренных количествах. Св. Златоустый Иоанн указывал, что порочна именно неумеренность, а не само вино. «Вино – есть дар Бога, – говорил он, – а вот пьянство – изобретение сатаны».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: