Фрески в храме Ильи Пророка в Ярославле
В XVII веке знаменитый иконописец Гурий Никитин оставил послание на одной из стен храма: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь». Сквозь века мы продолжаем удивляться красоте и той духовной силе, которая проникает в нас благодаря древним фрескам. Место, в котором раскрывается подлинное искусство фрески, находится в Ярославле — это храм Ильи Пророка.
В середине XVII века в Ярославле было 44 церкви и 2 монастыря. В 1650 году купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины построили в Ярославле храм Ильи Пророка, который первоначально располагался на территории их усадьбы. Скрипины были влиятельными людьми того времени, они занимались торговлей жемчугом, пушниной и церковной утварью, ежегодно ими уплачивался налог в тысячу рублей в пользу государственной казны, что говорило о их состоятельности. В знак особого расположения, по завершении строительства, патриарх Иосиф и царь Алексей подарили им часть Ризы Господней, которая хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Для хранения святыни был построен шатровый Ризоположенский придел.
На строительство и убранство храма купцы не жалелили денег, помня о том, что храм был единственным общественным местом города: здесь мог восседать царь, разглашались указы, на паперти проходили праздники. Для росписи храма был привлечен известный изограф Гурий Никитин и четыре неизвестных мастера, в середине XVII века иконописцы считались посадским тягловым населением. Потому приказы царя соблюдались неукоснительно.
Техника нанесения фресок считается уникальной и, если угодно, долговременной. Это связано с тем, как готовилась известь и краски. “Фрески писались по сырой штукатурке вскоре после ее схватывания. Первый слой краски наносился обычным пигментом, разведенным на воде; по высыхании штукатурного слоя поверхность его покрывалась прочной кальцийной пленкой, надежно предохраняющей живопись от воздействия влаги. Окончательная проработка живописи производилась красками, разведенными на растительном (пшеничном) клею или на яйце, иногда добавлялись растительные масла или олифа”.* Применялись только те краски, которые не меняли своего цвета при соприкосновении с известью — охра, кобальт, пигменты — киноварь и голубец и др.
В те времена стенопись называлась “книгой для неграмотных”, так как люди, приходящие в храм, могли читать фрагменты священной и земной истории по фрескам. Это были общеизвестные сюжеты, которые передавала народная память и история церкви. В качестве композиции фресок в храме, искусствоведы говорят о таком порядке их расположения:
Бог обитает в небесах — поэтому он изображен под куполом. Ангелы — ярусом ниже. В барабане центральной главы представлены ученики и пророки — апостолы.
На сводах — главные христианские праздники: миф о непорочном зачатии, жертвенной смерти Христа, Вознесние и другие. На стенах — христологический или богородичный циклы о земной жизни Христа и Богоматери. В нижних ярусах росписи, обычно, расположены земные деяния того святого, кому посвящен храм.
Фрески Ильи Пророка было решено расположить крупными широкими поясами в четыре яруса. В закомарах изображены деяния Христа после его воскресения (Пасхальная неделя). Первый ряд сверху — картины евангельской истории. Второй ярус представлен деяниями апостолов. Третий ярус (второй снизу) рассказывает о жизни и чудесах пророка Ильи, нижний ярус посвящен деяниям его ученика — Елисея.
В XVII веке многие живописцы придерживались иконографической традиции, но фрески Ильи Пророка показывают трансформацию мировоззрения человека того времени. Помимо святых на фресках появляются детально прорисованные фигуры животных и растительные орнаменты:
Теперь в картину миру включены интерьерные подробности посадского убранства и архитектурные формы:
Яркие и самобытные фрески повествуют о деяниях Елисея, в одной из них сюжет передан художником в нехарактерной для того времени манере — художник усложняет движения фигур. Это хорошо заметно во фрагменте, где роженица наблюдает за тем, как служанки обмывают ее только что рожденного сына, дарованного ей через молитвы к Елисею.
Большую известность получила композиция “Жатва”, которая как нельзя лучше передает повседневную жизнь рабочего люда того времени:
К сожалению, в истории храма были и тяжелые моменты. В 1920-30-е годы храм используется как складское помещение. В 30-е годы в Ильинском храме открывается областной антирелигиозный музей. Только в 1960-е годы помещение начинают приводить в порядок, начинается реставрация фресок.
В храме вы можете увидеть множество сюжетов, плотное полотно из фресок буквально переполняет его, для внимательного и пытливого исследователя посещение Ильи Пророка может занять несколько часов. Но это место, намоленное веками, лишает вас не только ощущения времени, но и возвращают к истокам традиций, которые мы обретаем, находясь рядом с вечным.
Обычно храм Ильи Пророка, который имеет статус музея, открыт только несколько месяцев в году, с мая по сентябрь, в дождливые дни храм закрыт.
Читайте наши статьи на Дзен