Ангелоподобное искусство: что нужно знать о знаменном пении
Знаменное пение — наиболее старинное пение православной церкви, основанное на одногласном хоровом исполнении композиции. Сейчас это почти забытая традиция.
Название происходит от старославянского слова «знамя», то есть знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов.
Знаменные песнопения исполняли высокопрофессиональные певцы архиерейских хоров и рядовое духовенство многочисленных приходов, аристократия и служилые люди, посадский люд и дворовые холопы.
«Практически пела вся Россия сверху донизу. Музыкальный язык знаменного распева был в то время для русских родным языком, понятным и естественным, а иконописная музыка знаменного пения — искусством любимым и священным, воистину ангелоподобным».
И, действительно, святители церкви не раз сравнивали знаменное пение с иконописью:
«Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства — очевиден, но он исчезает перед духовным достоинством. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви».
Это удивительное действие знаменного распева достигается, в первую очередь, пением в один голос.
Знаменное пение было распространено на Руси с XI до XVII века. Многие мелодии знаменного пения гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чесноковым, Н. А. Римским-Корсаковым.
До сих пор по знаменной нотации поют в Старообрядческой Церкви.
Читайте наши статьи на Дзен