Зачем Гоголь перед смертью ездил в Оптину Пустынь
Один из самых гениальных классиков русской литературы Николай Гоголь бывал в знаменитом монастыре не единожды. Последний раз он посетил Оптину Пустынь за несколько месяцев до своей смерти. Что же делал писатель в обители? Неужели хотел постричься в монахи?
Старцы
В то время, а именно в XIX веке Оптина Пустынь стала своеобразным центром духовой жизни. Кроме Гоголя (как до, так и после него), тогда там побывали (а некоторые и остались навсегда) многие представители интеллигенции: писатели Федор Достоевский и Лев Толстой, философ Иван Киреевский, врач и дипломат Константин Леонтьев и другие известные люди. Главными объектами столь живого интереса были, несомненно, Оптинские старцы.
Впервые Гоголь прибыл в обитель летом 1850 года, а после в 1851 году приезжал туда еще 2 раза. В монастыре, писатель познакомился среди прочих с известными Оптинскими старцами Моисеем и Макарием и вел с ними беседы. Но, судя по воспоминаниям самого Гоголя, его поразили абсолютно все жители Пустыни. С восхищением писал Николай Васильевич о том, что больше нигде не видел он таких монахов, сравнивал их ласковость с ангельской и отмечал их «лучезарную простоту обхождения».
Друг
Гоголь особенно сдружился с одним из послушников Петром Григоровым. Бывший артиллерист с незаурядной судьбой притягивал писателя как магнит. Однажды, будучи еще офицером, Григоров оказался на гауптвахте за то, что выстрелил из пушки в честь поэта Пушкина. Как известно, Николай Васильевич очень любил Александра Сергеевича. Поэтому эта история, произошедшая с Григоровым, наверняка оказала определенное влияние на отношение писателя к послушнику.
Впоследствии Петр Григоров постригся в монахи и получил новое имя Порфирий. Гоголь же называл Григорова не иначе как истинным христианином, отмечал его безраздельную любовь ко всем окружающим и его «детскую, светлую, прозрачную» душу.
Покой
Кроме наставников и друзей, в Оптиной Пустыни Гоголь, страдавший продолжительной депрессией, обрел пусть и относительный, но столь необходимый ему душевный покой. Это видно из письма Николая Васильевича иеромонаху Филарету (Семенову). Писатель утверждал, что посещение монастыря оставило в его душе «благостное воспоминание». Графу А. П. Толстому Гоголь писал о присутствующей в Оптиной Пустыни благодати: «…подъезжая к обители, уже слышишь ее благоуханье: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».
В Пустыни Николая Васильевича поселили в отдельном небольшом доме, окруженном цветами. Тишина, колокольный звон, молитвы, чтение и вообще вся атмосфера монастырского быта оказали положительное влияние на состояние духа писателя. По крайней мере, именно так считает публицист Мария Мономенова.
Монашество
Есть версия, что Гоголь даже хотел постричься в монахи. Об этом свидетельствовал Оптинский старец Варсонофий. Николай Васильевич адресовал свою просьбу Макарию, которого очень уважал и считал единственным известным ему человеком, способным «повести на источники воды живой». «Пошел я к старцу одним, а вышел другим» — писал Гоголь о Макарии. Однако, услыхав о желании писателя сделаться монахом, батюшка Макарий ему отказал. Почему, доподлинно неизвестно. Варсонофий предполагал, что причиной отказа послужила уверенность Макария в том, что Гоголь не выдержал бы трудностей монашеской жизни.
Читайте наши статьи на Дзен