За какие нарушения правил дорожного движения на Руси могли казнить
Первые правила движения по дорогам были написаны задолго до изобретения автомобилей и касались передвижения конных экипажей и гужевых повозок. Долгое время этой проблемой вообще никто не занимался, и к концу XVII – к началу XVIII века на дорогах российских столиц царил настоящий хаос: улицы были узкими, извозчики лихачили, давили пешеходов, наносили урон другим повозкам. Случались конфликты и между знатью, когда кто-то не уступал дорогу. Кучера знатных господ могли запросто разогнать толпу, орудуя кнутом, повозки или сани переворачивались на поворотах, давя пешеходов и калеча пассажиров.
Правители России пытались периодически навести на улицах порядок, но удавалось это далеко не всегда.
За нарушение – драть кошками!
Согласно архивам, правостороннее движение возникло еще при Иване Грозном: царь велел непослушных бояр отвозить в Тайницкую башню, где холопов били батогами, а бояр штрафовали.
В 1670 году царь Алексей Михайлович запретил въезжать в Кремль на лошадях или верхом всем чинам ниже стольника – это должно было обеспечить безопасность пешеходов.
3 января 1683 года за подписью Ивана и Петра Алексеевичей был издан указ, согласно которому кучерам и извозчикам запрещалось бить прохожих «бичами большими», вводился запрет на езду без возниц, а только лишь с вожжами. Возницами в то время называли специальных людей, которые сидели верхом на запряженных лошадях и правили ими – это была старинная русская традиция. Однако на рубеже веков из Европы в Москву пришел другой обычай – ездить без возниц, управляя лошадьми с помощью вожжей. Этот европейский обычай и должен был искоренить царский указ.
Большую лепту в порядок на дорогах внес Петр Великий. Он приказал организовать полицию, и в 1718 году в Санкт-Петербурге появилась должность генерал-полицмейстера. Первый генерал-полицмейстер и близкий друг Петра I Антон Эмманиулович Девер был обязан следить в том числе и за чистотой улиц, и за тем, чтобы гужевой транспорт, повозки, верховые и экипаж передвигались по ним без затруднений. В 1719 году появился указ о запрете выпускать на городские улицы скот.
С 1720 года на полицию возложили обязанность регистрировать всех извозчиков и кучеров, выдавать им номера и строго следить за выполнением правил движения. Наказывали тогда за нарушение ПДД строго: первое нарушение каралось битьем кошками (кошки – это четырехвостые плети с узлами на концах), второе – битьем и денежным штрафом, а третье – ссылкой на каторгу. Номера сначала были тряпочными и пришивались на одежду извозчика, а позже стали медными. В этом же году на выезде из городов были устроены шлагбаумы с вооруженным караулами, что было сделано для снижения преступности. А еще через год Петр подписал указ о мощении улиц, устроении освещения и организованном сборе мусора (навоза).
За увечья и лихачество – казнить!
Но самой строгой в требованиях соблюдения правил движения оказалась императрица Анна Иоанновна, которая правила в 1730–1740 гг.
Очевидно. ей не понравилось, что несмотря на все указания российских правителей народ по-прежнему бесчинствует на дорогах: лихачит, причем как при езде в повозках, так и верхом; давит пешеходов; а извозчики и кучера как и сто лет назад полосуют зазевавшихся прохожих бичами, нанося раны и даже калеча их. Поэтому императрица постановила, что полиция обязана виновных задерживать до разбирательства, а лошадей — конфисковать и отсылать в царскую конюшню.
В 1732 году она повелела извозчикам, кучерам и «людям всех чинов» ездить смирно, с осторожностью и с опасением; лошади должны были быть взнузданными. Тех же, кто начинал лихачить, ездить «не смирно» или чьи люди могли «необыкновенно скакать», или же кто начинал давить лошадьми или санями пешеходов или бить их плетьми, велено было задерживать, вести против них следствие, а если вина будет доказана, то «чинить им жестокое наказание вплоть до смертной казни»!
Для поимки виновников в 1835 году в Москве вышло постановление, по которому всадники и возчики были обязаны соблюдать скорость и останавливаться по первому требованию полиции. Ослушавшихся ждал крупный штраф или тюрьма.
Правила не помогли?
Первые водительские «права» в России да и во всем мире были получены в 1784 году при императрице Екатерине Великой. Об этом писал в своей книге«Описание столичного города Санкт-Петербурга» Иоанн Готлиб Георги. Его получил обыкновенный извозчик Иван Иванов – «дворовый человек». В документе прописывались не только права, которые он получал, но и обязанности.
Однако строгие меры не уменьшали количество несчастных случаев на улицах столиц. Историк Михаил Иванович Пыляев указывал, что Павел I пришел в ярость, когда ему сообщили об очередной трагедии, и вспылив, велел выгнать из Санкт-Петербурга всех кто занимался извозом.
В XIX веке появилось требование: при обгоне извозчик был обязан свистеть в свисток или звонить.
Строго прописанные правила движения появились только 1890-х годах. Согласно им, извозчики были обязаны дежурить на стоянках по ночам «для экстренных случаев». Запрещалось напрягать лошадей и накладывать на возы груз, который они не могут сдвинуть. Количество седоков в экипаже должно было быть равным количеству мест; экипажи следовало подавать поодиночке, не тесниться.
Запрещалась езда наперегонки, вскачь, запрещалось обгонять другую повозку в том случае, если это могло стеснить других участников движения или создать затор.
Каждый извозчик был обязан иметь при себе бумажную «таксу», не мог отказать пассажиру в поезде в отдаленный район, ему запрещалось брать деньги сверх таксы и «клянчить на водку».
Однако за нарушения уже не казнили: извозчик мог лишиться лицензии или его могли оштрафовать. Например, за пьянство штрафовали на 25 рублей или сажали в кутузку на 5–7 суток (газета «Красноярец» от 27 июля 1908 года). Однако это не удерживало от пьянства: в «Московских ведомостях» в 1908 году был описан случай, когда полицейские задержали женщину-извозчика. Она оказалась владелицей дела, но у нее запили все шесть работников, и она села на облучок сама.