Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-12-20 09:33:59

Пасха мертвых: почему русские в этот день не заходили в церкви

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: