Крещенские купания: почему православная церковь критикует эту традицию
Прыжки в прорубь студеной январской ночью прочно ассоциируются у нашего народа с православным праздником Крещения. Особенный размах ночные Крещенские купания приобрели после распада СССР. С 90-х годов накануне этого праздника выпуски новостей не обходятся без телесюжетов о подготовке специальной проруби – иордани, и комментариев спасателей, врачей и священников о том, как нужно, и нужно ли вообще совершать это ледяное омовение.
При этом мысль, что ночное купание вовсе не является церковным установлением, далеко не всем приходит в голову.
Происхождение обычая
Праздник Крещения восходит к Евангельской истории. Во всех четырех Евангелиях повествуется о том, что в дни правления Ирода явился пророк Иоанн и призывал к покаянию и очищению через крещение (омовение) в водах реки Иордан. Вместе со многими, приходившими к Иоанну, крестился и Спаситель. Это событие положило начало выходу Христа на проповедь, и сопровождалось схождением на Иисуса Духа Святого в виде голубя и гласом с небес, возвестившим: «Се, Сын мой возлюбленный». Поэтому праздник носит еще одно название – Богоявление. Христос впервые явился народу не как сын плотника из Назарета, а как Сын Божий.
Из всего сложного Богословского символизма этого события, в народном сознании наиболее прочно закрепился образ омовения (купания) в реке, как наиболее близкий и понятный всем.
Этот образ наложился на еще более древние, языческие обычаи почитания воды вообще, родников, озер и рек как источников жизни и очищения. В результате возникла традиция купания в проруби по случаю праздника Крещения.
Насколько древний этот обычай, судить довольно сложно. Очевидно лишь, что традиция Крещенских купаний зафиксирована уже в XIX столетии.
В Петрозаводске, в губернской газете в 1870 году описывается такое массовое купание, и говорится, что повторяется оно в праздник Крещения каждый год. Об окунании в прорубь на Крещение пишет в повести «Соборяне» Лесков. Красочное описание Крещенского купания, переходящего в соревнование в «холодостойкости» есть в книге Шмелева «Лето Господне». В собрании очерков Куприна «Листригоны» о жизни балаклавских греков тоже есть описание Крещенского купания. Православные греки окунались, понятное дело, не в реку, а в море.
В книге Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», опубликованной в начале XX века, сказано, что обычай купаться в праздник Крещения бытует в народе «с древних времен», и что особенно придерживаются его те, кто в Святки «рядился», облачался в личины, мазал лицо золой и в таком виде ходил колядовать. Считалось, что купание в проруби смывает скверну святочных непотребств. Это представление проистекало от поверья, что в Крещенскую ночь вода во всех источниках становится «святой».
Новую силу обычай Крещенских купаний обрел в 90-х годах, когда в стране стала возрождаться религиозная жизнь. По незнанию люди, далекие от церкви, но хорошо помнящие рассказы о народных традициях, вообразили, что Крещенское купание – это церковное установление.
Настоящий же церковный обряд в праздник Крещения выглядит так: ранним утром (а вовсе не в ночь) 19 января после торжественной службы в храме начинается крестный ход. Священники, хор, клирики храма, а за ними и прихожане, спускаются к реке, к специально вырубленной для этого крестообразной проруби (она называется «иордань»). И здесь священник совершает чин освящения воды. Несколько ниже по течению от «иордани» вырубали другую прорубь, где и окунались желающие это сделать. Второй проруби могли и не делать, если охотников искупаться не было.
Что говорят о крещенских купаниях священники в наши дни?
Поскольку никакого церковного правила относительно Крещенских купаний не существует, священники выражают по этому поводу исключительно свое личное мнение. Большинство из них призывают относиться к обычаю Крещенских купаний «с рассуждением», не путая стремление поддержать благочестивую традицию с каким-то магическим обрядом. Бессмысленно лезть в ночь на Крещение в прорубь, это не заменит участия в церковных службах, исповедь и Причащение. Так же бессмысленно в полночь становиться под душ, полагая, что вся вода становится в эту минуту «святой». Очень неодобрительно относятся священники к тому, что зачастую такое купание сопровождается гиканьем и криками, пьянкой и разными другими непотребствами. Ничего благочестивого в таком «моржевании» нет. Кроме того, многие представители духовенства отмечают, что здоровье далеко не у всех выдержит такой экстрим, а подвергать себя подобной опасности – это равносильно требованию чуда от Бога, что совершенно недопустимо.
Если позволяет здоровье, если побывал на праздничной литургии, причастился, то можно и окунуться в прорубь – благоговейно, и с крестным знамением. Но делать это совершенно необязательно.
Что говорят о январских купаниях медики?
Купание в ледяной воде – стресс для организма. Любой стресс «подстегивает» иммунитет, говорят врачи, поэтому неудивительно, что сторонники моржевания и даже одного-единственного окунания в прорубь в году, утверждают, что они чувствуют пользу для здоровья. Но нужно помнить, что подобные купания полезны лишь тем, кто действительно здоров. Они станут еще крепче. Тем же, у кого имеются сердечно сосудистые, простудные заболевания, такие купания категорически вредны и могут быть даже опасны. Очень осторожно следует окунать маленьких детей. Кратковременное пребывание в холодной воде здоровому малышу не повредит, но напугать может очень сильно.
Словом, врачи тоже призывают нас относиться к Крещенским купаниям «с рассуждением».
Читайте наши статьи на Дзен