«Иду на вы!»: каким правилам чести следовали воины Киевской Руси
В самом конце раннего Средневековья на северо-востоке Европы под знаменами князей из династии Рюриковичей собираются русские рати. Как известно, тяжелые времена рождают сильных людей, которые создают свои суровые правила. Каким же был кодекс чести русского витязя?
Коротко об источниках
К несчастью, во времена языческой древности на Руси еще не было самостоятельной письменной традиции. Поэтому большая часть данных, свидетельствующих об обычаях, нравах и традициях воинов русских ратей, известна нам преимущественно из двух больших информационных блоков: из записей византийских хронистов и из русских летописей, составленных христианскими монахами спустя несколько веков со времени правления первых Рюриковичей.
Впрочем, это не мешает нам извлечь хоть и неполную, но вполне обширную картину поведения и традиций языческих солдат древнерусского воинства. Безусловно и то мощное культурное влияние, которое было оказано на первые века существования древнерусской государственности западными соседями – норманнами.
Согласно норманнской теории, первые князья Руси были этническими скандинавами. То же самое справедливо и по отношению к элитным частям их армии, как известно, состоявшим частично из могучих викингов. И, хоть процесс их культурной интеграции в общество восточных славян и был довольно скорым, они долгое время сохраняли ту модель поведения, которую диктовали нормы этики скандинавского язычества. Коротко его можно изложить следующим образом: смерть на поле боя – достойная смерть. В целом, хоть славянское язычество известно нам много хуже традиционных верований скандинавов, весьма вероятно, что взгляд наших далеких предков на смерть на поле битвы во многом совпадал с представлениями соседей-норманнов. По той причине, что письменность еще не стала общедоступным благом, кодекс чести русского воина был совокупностью жизненных установок, которые, тем не менее, играли важную роль в жизни ратного сословия.
Из числа ранних русских воителей ярко выделяется фигура князя Святослава, единственного сына князя Игоря и княгини Ольги. Он провел жизнь полную сражений и, снискав славу доблестного воина, сложил голову в битве с печенегами.
Князь Святослав: штрихи к портрету
Князь Святослав в еще очень раннем возрасте остался без отца. Его родитель расстался с жизнью в результате конфликта с древнерусским племенем древлян. Их возмутило, что князь зачастил к ним с целью собрать налог. Дальнейшие события хорошо известны. Княгиня Ольга начала мстить за убитого мужа: убивала послов, а потом и вовсе сожгла древлянскую столицу Искоростень. Святослав, хоть и не был непосредственным участником тех событий в силу своего малого возраста, вероятно все-таки впитывал в себя такую невероятно суровую модель поведения.
В дальнейшем его воспитанием занимался князь Олег, суровый и опытный воин, известных легендарной победой над Византией.
Вопреки увещеваниям матери-христианки, Святослав остался предан язычеству и представлял собой эталонный образчик поведения человека своего времени. Вероятная причина его отказа от православия кроется в том, что в таком случае он растерял бы всякий авторитет в глазах своей дружины. Русский летописец дает такую характеристику князю: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли гонцов со словами: «Иду на вы!»». За этой короткой и емкой фразой скрывается, как видимо, объявление войны. А уж навоеваться за свою недолгую жизнь князь сумел вдоволь: он сражался с византийцами, болгарами, печенегами и хазарами. Примечательно, что государство последних из числа перечисленных, могучий ранее Хазарский каганат, было навсегда стерто с лица земли именно воинами Святослава.
Довольно детальные описания его поведения и наружности были оставлены византийским хронистом Львом Диаконом. Святослав прибыл с дипломатической миссией в Константинополь по воде и первое, что искренне удивило византийцев, это тот факт, что правитель Руси наравне со всеми остальными солдатами сидел на веслах. Вероятно, речь шла о вероятной женитьбе Святослава и греческой царевны, но процесс не задался из-за, опять-таки, нежелания князя переходить в православие.
Показателен и следующий пример: в 970 года между Киевской Русью и Византией разгорелась война. В преддверии одного из боев, когда численный перевес явно был не в пользу русских, Святослав обратился к своим воинам с краткой, но довольно показательной речью: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет».
Смерть Святослава
Князь нашел свою смерть в битве, возвращаясь со своим воинством с Византийского похода, на днепровских порогах он натолкнулся на засаду армии печенегов. Опасаясь вступать в неравный бой, он искал возможности обходных маневров, но судьба была против. В жарком бою Святослав погиб, а из его черепа был сделан кубок. И ведь все-таки не напрасно эту эпоху в истории прозвали именно «Темными веками»…
Читайте наши статьи на Дзен