Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-06-20 15:38:04

Потомки древних цивилизаций: от какого народа произошли армяне на самом деле

Впервые теория о том, что современные армяне являются прямыми потомками жителей древнего государства Урарту появилась только в XIX веке, когда ученые в ходе экспедиций обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Но вопрос все еще остается открытым — кто был предком одного из древнейших народов мира.

Урарту

Государство Урарту пришло к закату в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Еще в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Исследователи признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем гены хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельствовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских языков.  Также возможно, что армяне испытали и культурное влияние могущественного древнего государства.

Греки

«Греческая версия» этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов, описанной во множестве мифов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал ее из записей сподвижников Александра Македонского.

Более поздние историки, Евдокс и Геродот, говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть племен в одежде и языке. Современные ученые признают, что армяне с фригийцами — родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев нет, поэтому обе греческие гипотезы этногенеза армян можно считать недоказанными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное «отцом армянской историографии» и автором труда «История Армении» Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской — потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сын Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые «хайасские гипотезы», в которых первородиной армян становится Хайас — территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские ученые, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой «колыбели армян». Основная до этого времени миграционная теория была признана «буржуазной».

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике.  В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу «Происхождение армянского народа». В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а «хайасские теории» называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе), центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья — I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян — в записях Дария (520 год до н. э.), первые тексты — V век нашей эры.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: