Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-05-25 12:02:23
Марина Протасова

В каких случаях на Руси муж брал фамилию жены

С приобретением гражданских прав и свобод население России приобрело и особое личное право – выбирать фамилию. Однако, этот факт обострил и такой важный вопрос, как смена фамилии в результате бракосочетания. Спор между традицией и модерном продолжается, однако и в нашем патриархальном прошлом дела обстояли вовсе не однозначно.

Крестьянский вопрос

Доподлинно известно, что фамилии представители всех сословий стали обретать с только с XVI века, но если у бояр и дворян этот процесс изначально был форсирован, то для податных сословий дело растянулось аж до начала XX века. Задокументированные фамилии крестьяне стали приобретать по мере длительного перехода от крепостничества к многоукладному хозяйству и изменений в поземельном и налоговом законодательстве в середине – второй половине XIX века. Тем не менее община не распадалась, и со средневековья в деревнях сохранялся институт «примачества». Примак – мужчина, который, не имея собственного хозяйства, женился на дочери (особенно последней или единственной) более зажиточного соседа и становился частью новой семьи, работая в ее хозяйстве. Соответственно, он приобретал новую фамильную идентификацию, которая и становилась в итоге задокументированной..

Благородные обязательства

Обязанность носить официальную фамилию за дворянами была закреплена еще Петром Первым. Процесс наследования фамилии в роду был жестким – только по мужской линии. Даже в наиболее поздней версии «Свода законов Российской империи» сохранение женой девичьей фамилии предусмотрено не было, как и передача ее мужу при заключении брака. Но несовершенная система права не способна была охватить все возможные ситуации. Кроме того, абсолютный характер императорской власти позволял при необходимости игнорировать законы.

Фамилию угасающего рода, где отсутствовали наследники-мужчины, разрешалось передавать мужу носительницы знатной фамилии. Так, например, согласно записям в метрических книгах Исаакиевского собора, графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону при женитьбе на наследнице рода князей Юсуповых высочайше было разрешено именоваться обоими титулами и тремя фамилиями.
Для владельцев тех фамилий, что отличались неблагозвучием, был узкий, но реальный выход — писать прошение на высочайшее имя и ждать ответа, а новая фамилия как раз и образовывалась от таковой у супруги.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: