Почему русские никогда не пили воду в бане
Русские и вправду никогда не пили воду в бане. Дело в том, что в бане это, казалось бы, простое действие совершить было невозможно. Виной тому – соответствующие поверья.
«Хоромина погана»
Как писал Ю.Ю. Сурхаско, статья которого приведена в сборнике «Проблемы духовной культуры народов европейского Севера и Сибири», русские считали баню нечистым местом. О бане говорили: «хоромина погана», «без креста». Такие представления были обусловлены тем фактом, что в бане не размещали иконы. И.И.Шангина, автор энциклопедического словаря «Русский традиционный быт», утверждает, что вносить иконы в баню было запрещено даже в праздничные дни. Да и нательный крест перед входом в баню всегда снимали. Говорили, что в бане «крестов никаких не делается ни копотью, ни мелом»..
Поэтому именно в бане, по древним поверьям, обитала всевозможная нечисть. Например, банник, злой и опасный дух, который сидел за печкой или под потолком. Банника описывали как огромного черного мужика с железными руками и огненными глазами. Впрочем, он мог оборачиваться старичком или животным. Недаром и посвящение в колдуны происходило в бане. Да и вообще, если верить Елене Левкиевской, автору издания «Мифы и легенды восточных славян», многие языческие обряды совершали в бане: там гадали, колдовали, вызывали духов.
Банная вода
Неудивительно, что, как пишет П.Е. Бардина в своем труде «Быт русских сибиряков Томского края», все банные принадлежности также считались нечистыми. К таковым относились ковши, чугуны, кадки, ушаты и прочее. Перечисленные предметы запрещено было использовать в других целях, например, для питья. Именно поэтому, по утверждению Урсулы Вуйчицкой, автора издания «Из истории русской культуры», пить воду, приготовленную для мытья, в бане не разрешалось. Этот запрет соблюдался даже в том случае, если вода отличалось кристальной чистотой. Да и посуду из дома в баню не брали, иначе она «опоганится».
Мало того, по словам известного лексикографа и этнографа Владимира Даля, составившего свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», а также автора труда «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», водой, предназначенной для мытья в бане, или той, что была залита в рукомойник, не разрешалось ополаскивать даже посуду. Вообще банную воду запрещалось использовать для любых хозяйственных нужд, кроме прямого назначения – мытья. Но и в этом случае, как указано в сборнике фольклорных материалов «Куединские былички» (2004 год), после бани, согласно поверьям, обязательно следовало умыться или ополоснуться дома чистой, «не банной», водой.
Как задобрить банника?
С нечистой силой, обитавшей в бане, русские старались никогда не шутить. Владислав Артемов, автор издания «Мифы и предания славян», утверждает, что упомянутый ранее банник при неподобающем поведении посетителей мог запарить их до смерти, задушить, затащить под каменку, заживо содрать кожу, подменить посуду с холодной водой на посуду с горячей или просто не выпустить из парилки. Банник, кстати, считался любителем тишины, поэтому и вели себя в бане соответственно: не кричали, не пели, громко не смеялись. Нельзя было даже торопить друг друга, старики говорили: «А то банник задавит».
От банника пытались уберечься и другими средствами. Так, если верить Федору Капице, автору справочника «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы», в жертву баннику приносили черную курицу. Птицу душили и закапывали под порогом бани. А после мытья в бане оставляли веник, кусок мыла и немного теплой воды для банника. Считалось, что вместе с ним моются и другие домашние духи, вроде домового. Но банник не только парился, как человек, но и употреблял пищу. Поэтому русские его еще и кормили. Для того, чтобы задобрить банника, в бане также оставляли кусочек ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.
Читайте наши статьи на Дзен