Ртуть, пиявки и вши: чем русские лечили депрессию
Депрессия считается болезнью XXI века. Но на самом деле этим заболеванием страдали во все времена, и наши предки не были исключением. Правда, лечили это состояние в старину совсем другими способами, в частности, такими, которые могут шокировать современного обывателя.
Отечественные антидепрессанты
Раньше депрессия романтично называлась “меланхолией”, а само ее определение принадлежало еще древнегреческому философу Гиппократу. Страх и печаль, не имеющие под собой житейских причин, недвусмысленно намекали на наличие душевной болезни. К лечению тяжелых форм уныния отечественная медицина XIX века подходила довольно радикально.
Один из первых русских психиатров Зиновий Кибальчич в своих трудах основной причиной минорного настроения называл проблемы с желудочно-кишечным трактом, которые в значительной степени действовали на умственные способности пациента. В этом случае против душевных терзаний врач выписывал следующее: “сладкую ртуть, белену и камфорный раствор в винной кислоте”. Всем страждущим натирали голову винным камнем, однако, наиболее эффективным считалось прикладывание пиявок к заднему проходу и прижигание рук сухой полынью. Крайне впечатлительных старались не травмировать, им прописывали лишь теплые ванны зимой и холодные летом.
Если больной после нехитрых манипуляций не излечивался от меланхолии, врачи обращались к старинным рецептам, которые прописывал пациентам еще в XVI веке личный врач Василия III, немец Николаус Бюлов. В уникальной рукописи, которая находится в Государственной Российской библиотеке, главными лекарствами от отчаяния признаются можжевеловое масло и яблочный запах. Такие народные средства в два счета “весельство наводили и кручину отводили”.
Участь несчастных в Европе
Европейцы относились к хандре со всей серьезностью, они считали ее следствием дисфункции нервных клеток. Именно эта гипотеза и заставляла многих врачей использовать различные внешние раздражители для настраивания человеческой энергии на благоприятную волну.
Для переключения душевных фибр пациентов стегали крапивой, погружали в ледяную воду и даже раскручивали в специальных центрифугах. Самых отчаявшихся заражали вшами и нарочно прививали им чесотку. Но, пожалуй, все рекорды экзотичности побило психотерапевтическое средство, которое описал швейцарский историк Жан Старобинский в своей книге “Чернила Меланхолии”. Больного сажали перед фортепиано, а главными исполнителями мелодии были кошки. Они были рассажены так, что молоточки инструмента ударяли по их хвостам, и несчастные животные визжали от боли. Такой “кошачий орган”, по мнению европейцев, очень быстро должен был возвращать больным позитивный взгляд на жизнь.
Читайте наши статьи на Дзен