Сколько раз Романовы женились на своих родственниках
Династические браки — самый простой инструмент для сохранения власти в руках одной семьи или клана. Но цена за сохранение чистоты крови была слишком высока — многие правящие династии были вынуждены жениться на своих родственниках, что приводило к появлению глубоко больного потомства.
История кровосмешения у монархов
Вообще проблема кровосмешения не нова и, пожалуй, не многим младше самой идеи абсолютной монархической власти. В частности, с этим осложнением регулярно сталкивались правители одной из самых первых цивилизации в истории — Древнего Египта. Для фараонов было абсолютной нормой жениться на своих родных сестрах. Так, например, Яхмос I был женат на своей родной сестре. И это далеко не единичный случай. В какой-то мере это явление нашло отражение даже в мифологических мотивах могучего царства у берегов Нила: бог Осирис был женат на своей родной сестре-близнеце Ирис. И хоть со временем египтяне и осознали, что инцест ведет к неминуемому угасанию рода, на церемониальном уровне эта традиция в истории классического Египта сохранилась до самого позднего времени. Известнейшая царица Клеопатра, например, тоже была замужем за своим родным братом Птолемеем XIII. Необходимо, правда, еще раз отметить исключительно формальный характер этого брака.
Время шло, но традиция заключения браков между близкими родственниками не сходила на нет даже в христианской Европе. Из-за этого бесславно угасла могущественная когда-то испанская ветвь семейства Габсбургов. Последний их представитель, Карл II, прозванный «Зачарованным» служит тому красноречивым подтверждением. Он родился от союза короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, которая приходилась своему мужу племянницей. Несчастный почти не мог разговаривать и страдал от множества генетических заболеваний, что неудивительно: если у обычного человека в пятом колене есть 32 родственника, то у испанского короля их было только 10. А почти все его прадеды и прабабки были рождены одной женщиной, Хуаной Безумной. Учитывая, что такой король с большим трудом ел и передвигался, речи о независимом правлении не шло. Хоть он и был дважды женат, наследства оставить не сумел и умер в 38 лет, после чего подвластная ему страна впала в хаос и затяжные войны.
Кровосмешение у Романовых
Во времена Рюриковичей кровосмешение было довольно распространённым явлением, так как браки внутри самой династии позволяли формировать союзы внутри конкурирующих группировок, что ценно в условиях постоянных феодальных войн. Известно, что в XII веке Ростислав, князь Киева, женился на Антонии, дочке Всеволода Большое Гнездо. Оба они были родственниками через Владимира Мономаха (он – праправнук, она – правнучка).
Сумев извлечь пользу для себя из печального западноевропейского опыта, представители императорского дома Романовых смотрели на кровосмешение не без откровенного опасения и презрения. В целом, ситуация в России, связанная с этим абсолютным злом, была качественно лучше общеевропейской.
Но исключения все равно случались: Михаил Павлович, брат царей Николая I и Александра I, был женат на немке по имени Фредерика Шарлотта Вюртембергская (в православии приняла имя Елена Павловна). Жена приходилась ему двоюродной племянницей. Сын Александра II Сергей заключил брак с Елизаветой Федоровной Гессен-Дармштадтской (к слову, старшая сестра жены Николая II), которая приходилась ему близкой родственницей: вышло так, что прабабка его жены приходилась великому князю просто бабушкой.
Акты кровосмешения случались и в более позднее время: Кирилл Владимирович Романов женился на своей двоюродной сестре. Этот брак вызвал крупный скандал в обществе: Николай II долгое время отказывался признавать данный союз законным, но потом, смягчившись, сменил гнев на милость. Примечательно, что старшая ветвь существующего в наше время дома Романовых происходит именно от этого брака.
Если же говорить о самом Николае II, то его брак с Александрой Федоровной тоже был относительно близкородственным. Причем в этом союзе причудливо соединилось несколько династических линий. С одной стороны – Николай II приходился своей жене троюродным братом, а с другой стороны – Александра Федоровна была его четвероюродной тетушкой.
В целом, генетическое разнообразие в правящих домах Европы было невелико, круг возможных супругов ограничен, а нравы старой аристократии не давали возможности разбавить кровь монархов влиянием извне. В науке генетическим разнообразием называют распространенность одних и тех же черт в обществе. Это можно проиллюстрировать портретным сходством Николая II и Георга V, правителя Британской Империи. Вопреки тому, что они приходились друг другу лишь двоюродными братьями по материнской линии, внешнее сходство между ними было поразительным.
Читайте наши статьи на Дзен