Прошлое

Покойничный крест: как русские использовали крест, снятый с умершего

2021-08-01 09:30:51

Согласно некоторым народным поверьям, покойников нельзя хоронить с нательным крестом. Однако в большинстве своем на Руси просто меняли металлические кресты усопших на деревянные. Как бы то ни было, и в том, и в другом случае крест с умершего снимали. Для чего же наши предки использовали покойничные кресты?

С крестом до самой смерти

Издревле русские относились к нательному кресту с особым трепетом. Великие старцы, которым славилась Россия, всегда советовали нигде и никогда не снимать крест до самой смерти. Недаром во время обряда посвящения в колдуны следовало снять крест, положить на него лучины в форме креста, встать на него, поперев ногами, и произнести: «Отрекаюсь от Бога и животворящего Его креста, отдаю себя в руки дьяволам». Тем самым будущие колдуны отрекались от Бога и переходили под власть темных сил. Кстати, упомянутый обряд проходил в бане. Как известно, в парилке металлические кресты жгут кожу, поэтому русские специально для посещения бани изготавливали банные крестики из дерева.

Нательные кресты-«корсунчики» изготовлялись из различных пород камня, дерева, стекла, кости, глины. По всей древней Руси были широко распространены простые каменные кресты-тельники. Однако из чего бы ни был сделан крестик, с ним не расставались ни при каких обстоятельствах. Даже покойников на Руси хоронили с нательными крестами. Однако, как утверждают Никита Толстой и Татьяна Агапкина, авторы этнолингвистического словаря «Славянские древности», серебряные, а тем более золотые нательные кресты, которые при жизни носили усопшие, обычно заменяли на кресты, изготовленные из меди, дерева (кипариса) или воска. «Тело тлеет, чтобы и крест ушел» — говорили в народе.

Крест покойника и его использование

Нательный крест, снятый с покойника, чаще всего использовали по прямому назначению. В большинстве случаев культовые предметы оставались у близких родственников усопшего, которые продолжали их носить. Как отмечают Иван Подюков, Стас Хоробрых, Екатерина Свалова и другие авторы издания «Словарь мортальной лексики, фразеологии и символики русских говоров Прикамья», покойничный крест воспринимался русскими как сильнейший оберег. Особенно это касалось тех, кто приходился кровным родственником умершему. Впрочем, крест покойника мог служить своеобразным оберегом и для постороннего человека. Примечательно, что в подобных ситуациях некоторые носили кресты, которые находили, например, во время рытья могилы.

Такие поверья были популярны и среди старообрядцев. Однако, к примеру, староверы-беспоповцы Усть-Цильмы придерживались иного мнения. У них сохранялся запрет на ношение нательного креста умершего человека. Покойничный крест хранили в доме вместе с другими традиционными оберегами за иконами в красном углу. Несмотря на то, что эти кресты уже не носили, их также нередко использовали в качестве магического средства от порчи и болезней. Вообще крест, снятый с покойника, считался лучшим оберегом от суда. Видимо, данное поверье связано с тем, что нательный крестик воспринимался русскими как своеобразный пропуск в рай. Не зря на заре христианства на Руси кресты носили поверх одежды.

Обереги с того света

Впрочем, покойничный крест был далеко не единственным оберегом «с того света», которым пользовались русские. Так, мылу, которым обмывали покойного, приписывались лечебные свойства: «Если больное место помыть этим мылом, боль пройдет». Поэтому кусок мыла разрезали на куски и раздавали тем, кто обмывал усопшего. Чаще всего погребальное мыло воспринималось как отличное средство от болей в суставах. Однако в некоторых районах считалось, что такое мыло помогает при эпилепсии и даже способствует скорейшему освобождению заключенных. В то же время русские верили, что с помощью погребального мыла можно нанести вред живым. Подобными средствами, по народным поверьям, пользовались колдуны и ведьмы

Иногда от одежды покойного отрывали лоскуты ткани («вязочки»). Существовало поверье о том, что если «вязочкой» перевязать запястье, то боль в руке утихнет. Женщины, имевшие сварливых мужей, вытаскивали из одежды усопшего нитки и вшивали их в рубахи супругов. От этого мужчины, по поверью, становились более терпимыми и добрыми. Мертвые вообще иногда помогали живым устраивать личную жизнь. К примеру, для того, чтобы к вдове кто-то посватался, рубаху на ее умершем муже не застегивали. И, наоборот, если родственники не хотели, чтобы вдовец повторно женился, вокруг пояса его усопшей жены обвязывали нитку.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи