Покойничный крест: как русские использовали крест, снятый с умершего
Согласно некоторым народным поверьям, покойников нельзя хоронить с нательным крестом. Однако в большинстве своем на Руси просто меняли металлические кресты усопших на деревянные. Как бы то ни было, и в том, и в другом случае крест с умершего снимали. Для чего же наши предки использовали покойничные кресты?
С крестом до самой смерти
Издревле русские относились к нательному кресту с особым трепетом. Великие старцы, которым славилась Россия, всегда советовали нигде и никогда не снимать крест до самой смерти. Недаром во время обряда посвящения в колдуны следовало снять крест, положить на него лучины в форме креста, встать на него, поперев ногами, и произнести: «Отрекаюсь от Бога и животворящего Его креста, отдаю себя в руки дьяволам». Тем самым будущие колдуны отрекались от Бога и переходили под власть темных сил. Кстати, упомянутый обряд проходил в бане. Как известно, в парилке металлические кресты жгут кожу, поэтому русские специально для посещения бани изготавливали банные крестики из дерева..
Нательные кресты-«корсунчики» изготовлялись из различных пород камня, дерева, стекла, кости, глины. По всей древней Руси были широко распространены простые каменные кресты-тельники. Однако из чего бы ни был сделан крестик, с ним не расставались ни при каких обстоятельствах. Даже покойников на Руси хоронили с нательными крестами. Однако, как утверждают Никита Толстой и Татьяна Агапкина, авторы этнолингвистического словаря «Славянские древности», серебряные, а тем более золотые нательные кресты, которые при жизни носили усопшие, обычно заменяли на кресты, изготовленные из меди, дерева (кипариса) или воска. «Тело тлеет, чтобы и крест ушел» — говорили в народе.
Крест покойника и его использование
Нательный крест, снятый с покойника, чаще всего использовали по прямому назначению. В большинстве случаев культовые предметы оставались у близких родственников усопшего, которые продолжали их носить. Как отмечают Иван Подюков, Стас Хоробрых, Екатерина Свалова и другие авторы издания «Словарь мортальной лексики, фразеологии и символики русских говоров Прикамья», покойничный крест воспринимался русскими как сильнейший оберег. Особенно это касалось тех, кто приходился кровным родственником умершему. Впрочем, крест покойника мог служить своеобразным оберегом и для постороннего человека. Примечательно, что в подобных ситуациях некоторые носили кресты, которые находили, например, во время рытья могилы.
Такие поверья были популярны и среди старообрядцев. Однако, к примеру, староверы-беспоповцы Усть-Цильмы придерживались иного мнения. У них сохранялся запрет на ношение нательного креста умершего человека. Покойничный крест хранили в доме вместе с другими традиционными оберегами за иконами в красном углу. Несмотря на то, что эти кресты уже не носили, их также нередко использовали в качестве магического средства от порчи и болезней. Вообще крест, снятый с покойника, считался лучшим оберегом от суда. Видимо, данное поверье связано с тем, что нательный крестик воспринимался русскими как своеобразный пропуск в рай. Не зря на заре христианства на Руси кресты носили поверх одежды.
Обереги с того света
Впрочем, покойничный крест был далеко не единственным оберегом «с того света», которым пользовались русские. Так, мылу, которым обмывали покойного, приписывались лечебные свойства: «Если больное место помыть этим мылом, боль пройдет». Поэтому кусок мыла разрезали на куски и раздавали тем, кто обмывал усопшего. Чаще всего погребальное мыло воспринималось как отличное средство от болей в суставах. Однако в некоторых районах считалось, что такое мыло помогает при эпилепсии и даже способствует скорейшему освобождению заключенных. В то же время русские верили, что с помощью погребального мыла можно нанести вред живым. Подобными средствами, по народным поверьям, пользовались колдуны и ведьмы
Иногда от одежды покойного отрывали лоскуты ткани («вязочки»). Существовало поверье о том, что если «вязочкой» перевязать запястье, то боль в руке утихнет. Женщины, имевшие сварливых мужей, вытаскивали из одежды усопшего нитки и вшивали их в рубахи супругов. От этого мужчины, по поверью, становились более терпимыми и добрыми. Мертвые вообще иногда помогали живым устраивать личную жизнь. К примеру, для того, чтобы к вдове кто-то посватался, рубаху на ее умершем муже не застегивали. И, наоборот, если родственники не хотели, чтобы вдовец повторно женился, вокруг пояса его усопшей жены обвязывали нитку.
Читайте наши статьи на Дзен