Как, согласно русским поверьям, правильно убрать в доме после смерти члена семьи
Даже в обычные дни русские женщины делали уборку в доме по определенным правилам. А уж, когда в доме появлялся покойник, то соблюдать соответствующие запреты было просто необходимо. В противном случае усопший мог забрать с собой кого-нибудь еще.
Пока покойник в доме
Многие приметы и традиции, связанные со смертью и похоронами , которые бытовали на Руси, дошли и до наших дней. Так, до сих пор принято завешивать зеркала в доме, где кто-то умер. Возникновение этого поверья обусловлено верой наших предков в то, что зеркало является некоей границей между миром живых и миром мертвых. Кроме того, считалось, что зеркало способно сохранять информацию о людях, которые когда-либо в нем отражались. Русские были уверены в том, что призрак усопшего может вернуться в дом через зеркало и забрать с собой кого-нибудь из родственников. Также было распространено поверье, согласно которому зеркало, открытое при умершем, могло поймать его душу, как в ловушку.
Вообще, большинство поверий, касающихся периода нахождения покойника в доме, все-таки имеют форму запретов. Например, до выноса тела в доме нельзя белить стены и печь, чтобы «не замазать душу» усопшего. Верой в то, что душу можно загрязнить тем или иным образом объясняется и примета, которая говорит о том, что в доме, где есть мертвец, не следует подметать и мыть пол. Впрочем, душу умершего боялись еще и вместе с сором вымести за дверь. Поговаривали, что пол нельзя подметать потому, что вслед за покойником можно вымести и других членов семьи. Поэтому неудивительно, что в доме, где лежал покойник, запрещалось даже держать половики, их выносили до обмывания покойника, чтобы «не увел из дома остальных».
После выноса тела
Настоящую уборку в доме русские устраивали только после того, как гроб с покойником переносили через порог. Как утверждает Елена Левкиевская, автор издания «Мифы русского народа», в первую очередь считалось необходимым закрыть все окна и двери для того, чтобы «покойник не вернулся». Затем домочадцы переворачивали все стулья, табуретки и лавки, в особенности те, на которых лежал умерший или стоял гроб с его телом, чтобы тот уже не смог на них сесть. Полозьями вверх переворачивали и сани, на которых гроб везли на кладбище. Оглобли же поворачивали в сторону кладбища. Существовало поверье, что до 40-го дня покойник приходит к саням для того, чтобы на них проследовать до дома, но, находя оглобли повернутыми в сторону кладбища, возвращается в могилу.
Со стремлением избежать возвращения мертвеца связан и обычай подметать или мыть полы и даже стены после выноса гроба из дома. Таким образом за умершим «замывали след». В большинстве случаев мели в доме по направлению к порогу, а не к красному углу, как обычно, что символизировало «выпроваживание» души. В русских избах после похорон даже делали небольшой ремонт. Иногда подметали и двор, причем по направлению к дому, чтобы все его обитатели «в нем и остались», то есть были живы. В Гродненской же губернии, напротив, после выноса гроба из дома не подметали и не выносили сор несколько дней для того, чтобы «не вынести другого покойника вслед за умершим».
Покойницкая атрибутика
Немаловажное значение придавалось и правилам обращения с «покойницкой» атрибутикой. К примеру, веник, которым мели пол после выноса гроба, выбрасывали подальше от дома вместе с мусором, сжигали или бросали в воду. Подальше от дома выбрасывали, уничтожали или закапывали и предметы, которые использовались для обмывания мертвого. Стружку, оставшуюся после изготовления гроба, пускали по воде, как, впрочем, и образ, стоявший перед усопшим. Постель, на которой умер человек, выносили в курятник. Там она находилась трое суток, в течение которых петух должен был ее трижды «отпеть». Иногда постель в курятнике держали и по 6 недель, то есть до тех пор, пока душа умершего пребывала в родных стенах и нуждалась в том же, в чем нуждались живые. Как пишет в своем труде «Быт русских сибиряков Томского края» П.Е. Бардина, одежду умерших раздавали участникам похорон, тем, кто обмывал покойника, просто пожилым и нуждающимся людям, а сильно поношенную сжигали в печи после сорока дней. Раздавали одежду для того, чтобы умершему «было не холодно на том свете» и чтобы его поминали, молились за него. Отказываться от подаваемой одежды не полагалось, а принявший ее как бы брал на себя обязательство молиться за усопшего.
Читайте наши статьи на Дзен