Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-08-14 14:45:09
Константин Маркелов

Царский «бренд»

Сейчас все время разные люди говорят о том, что надо создавать бренд России и ее регионов, чтобы продвигать экономику страны, как туристическую, так и любую другую. На этой почве распространились многочисленные конторы по развитию территорий. Мы предлагаем вспомнить отличный верный способ царей – всероссийские выставки.

Последним в дореволюционной России и самым масштабным таким проектом стала выставка в Нижнем Новгороде, рядом с давно уже работавшей и начинавшей устаревать ярмаркой, которая теряла свой уровень крупнейшей торговой площадки Поволжья и тянула вниз экономику города.

Поскольку изначально всероссийские выставки задумывались как протекционистские, было вполне естественно поддержать крупный русский город. Министр финансов Витте лично курировал выставку, о высочайшей воле было объявлено при Александре III, а состоялась она в год коронации Николая II.

Выставка давала только за счет ассигнований огромный толчок – 3 миллиона рублей на само мероприятие плюс 1 миллион на благоустройство города.

В выставочном городке построили 172 здания – здесь считали обязательным присутствовать все ключевые промышленники страны. Проектировали строительство лучшие архитекторы, украшали лучшие художники. Например, Константин Коровин целиком занимался павильоном Крайнего Севера – одним из самых необычных.

В художественном отделе были представлены все лучшие живописцы и скульпторы. Настолько была высока конкуренция, что даже вышел скандал из-за места, и для работ Врубеля Мамонтов выстроил отдельное здание при входе на выставку. В театре выступала труппа антрепенера П. И. Собольщикова-Самарина, тогда широко прогремел Шаляпин и началось его плотное сотрудничество с Мамонтовым. Нижегородцы увидели все люмьеровские фильмы в синематографе.

Что касается благоустройства, то к 1896 году в городе был пущен первый в истории России электрический трамвай, проложены фуникулеры, выстроена масса городских зданий, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия между частями города.

Хотя критики тогда жаловались, что мало народу приехало на выставку – «всего» 1 миллион человек, она дала отличный толчок промышленному развитию Нижнего Новгорода, да и стала для всех российских предпринимателей стала весьма полезной площадкой.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: