Европейские бармены прошлого: почему они были профессиональными отравителями
Сегодня среди барменов и владельцев питейных заведений принято любить своих клиентов — ведь от их числа и количества выпитых напитков напрямую зависит заработок. Но, например, в Великобритании XVIII века все было несколько иначе. Клиентов там не просто не ценили, а откровенно травили, подмешивая в алкоголь разнообразные яды.
Губит людей не пиво
Яды выбирались не наобум. Одним из наиболее распространенных средств были сушеные ягоды анамирты — вида лиан, произраставших в Индии. Их везли из заморской колонии исключительно ради такого использования. Все дело в эффекте, который они давали.
В плодах анамирты содержится большая доза ядовитого вещества пикротоксина. Как рассказывает Дарья Муравьева в своей книге «Тропические и субтропические лекарственные растения», в малых дозах пикротоксин может использоваться в качестве лекарства — как противоядие при отравлении барбитуратами. А в больших — повышает артериальное давление, возбуждает дыхательные рефлексы, замедляет пульс и даже вызывает судороги. То есть воздействует на человека примерно как большая доза алкоголя.
Как раз именно его в алкогольных напитках той поры катастрофически недоставало. Владельцы питейных заведений бессовестно разбавляли водой все, что предлагали своим клиентам, а чтобы эта хитрость осталась незамеченной, настаивали напитки на плодах анамирты. У выпившего подобное «пойло» человека довольно быстро наступало наркотическое отравление, но внешне он выглядел как пьяный. Да и вкус, который придавал напитку пикротоксин, походил на дрянной алкоголь той поры.
Стрихнин и другие «вкусности»
Если анамитру применяли в основном на Британских островах, то в странах континентальной Европы использовали стрихнин и бруцин. Эти токсичные алкалоиды легко можно было добыть из семян чилибухи — тропического растения, широко распространенного в Южной Азии, Австралии, Африке (информация все из той же книги Дарьи Муравьевой). Эффект от него был примерно таким же, как и от анамирты, только отравление наступало быстрее и нередко заканчивалось плачевно.
Помимо чилибухи, в питейных заведениях XVIII—XIX вв. экспериментировали и с другими растениями: опиумом, табаком, беленой, алоказией и др. Главное, чтобы налицо был эффект опьянения и клиент считал, что его так хорошо «пробирает» от местного эля, виски или рома. А чтобы гость по вкусу не догадался о ядовитых примесях, использовали разнообразные приправы — например, соль или кайенский перец.
Сколько народа пострадало, отравившись таким «недоалкоголем», сегодня сказать сложно, ведь это «пойло» предназначалось для самых малообеспеченных слоев населения. Умерших или серьезно заболевших никто не считал.
Читайте наши статьи на Дзен