Обыск у Распутина: что полиция искала в квартире «старца»
Расследование по делу об убийстве Григория Распутина началось еще до обнаружения трупа «старца». Ведение следствия было поручено генералу Попову. Директор департамента полиции Васильев велел Попову также тщательно обыскать квартиру Распутина. Что же искали следователи и чего так боялись?
Городовые, с которых все началось
Как известно, Григорий Распутин был убит в декабре 1916 года во дворце Юсуповых группой заговорщиков, среди которых был сам Феликс Юсупов, а также великий князь Дмитрий Павлович, монархист Владимир Пуришкевич и британский разведчик Освальд Рейнер. Александр Владимирский, автор книги «Распутин. Правда о «Святом Чорте»», первое донесение, которое привлекло внимание к Юсупову, принадлежало городовому Власюку. Именно он дежурил в ночь убийства Распутина неподалеку от дворца князя и слышал выстрелы. Слова Власюка подтверждались показаниями другого дежурного, Ефимова, сообщившего о выстрелах в 3-й Казанский участок.
Рапорты, составленные Власюком и Ефимовым, привлекли внимание директора департамента полиции Алексея Васильева. Тем более, что Власюк упомянул о том, что беседовал в ту ночь с Юсуповым и Пуришкевичем. Последний спросил у городового, знает ли тот что-нибудь о Григории Распутине. Власюк ответил утвердительно, после чего Пуришкевич сообщил ему о гибели Распутина и попросил его молчать об этом во имя любви к царю и Отечеству. По крайней мере, именно таково содержание документа, приведенного в книге Александра Бушина «Распутин. Выстрелы из прошлого». Неудивительно, что Васильев тут же сообщил о происшествии министру внутренних дел.
Расследование и обыск
В разговоре с министром внутренних дел Александром Протопоповым Алексей Васильев предположил, что на Григория Распутина было совершено покушение. По словам Васильева, он договорился с Протопоповым о немедленном инициировании расследования. Как пишет Олег Шишкин в своей книге «Последняя тайна Распутина», Протопопов поручил особое расследование в порядке дознания генералу для поручений Попову. Дело в том, что к тому моменту тело «царева друга» еще не было обнаружено. Предполагали, что труп был вывезен за город и сокрыт. Позже прокурор Завадский назовет поручение, которое дал Протопопов Попову, противоречащим закону.
Как бы то ни было, расследование по делу об убийстве Распутина было начато. Васильев призвал вести его со всею тщательностью и в обязательном порядке провести обыск в квартире «отца» Григория. Если верить Владимиру Хрусталеву, автору издания «Григорий Распутин. Тайны «великого старца»», Васильев заявил, что необходимо изъять все компрометирующие документы из дома Распутина. К таковым он относил переписку «старца» с представителями царской семьи. «Я сделал это, хотя и не верил в правдивость слухов о переписке Распутина с членами Императорского дома» — заявлял Васильев. Глава полицейского департамента попросил обыскать жилище «старца» на всякий случай: документы, касавшиеся репутации высокопоставленных особ, могли попасть в руки посторонних.
Слухи об императрице
Однако ничего подобного в квартире Григория Распутина Поповым обнаружено не было. Расследование по поводу того, что Распутин мог хранить документы в банке, тоже не дало результатов. Васильев был уверен, что данный факт свидетельствует о том, что многие истории, которые рассказывали о «цареве друге» в народе, были всего лишь слухами. А слухи действительно ходили нелицеприятные. Так, Наум Синдаловский, автор книги «Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах», утверждает, что поговаривали, будто не только фрейлина императрицы Анна Вырубова, но и сама Александра Федоровна, супруга Николая II, состояла в интимной связи с Распутиным.
Как пишет Вячеслав Лялин в издании «Великий князь Дмитрий Павлович», слухи о том, что Александра Федоровна была любовницей Григория Распутина, были особенно популярны среди военнослужащих, офицеров царской армии. Некоторые предполагают, что подобные легенды намеренно распространялись в армейской среде во время Первой мировой войны. Тогда об императрице вообще распускали множество лживых сведений. Сочиняли, например, что жена Николая II, которая, как известно, родилась в Германской империи, является немецким агентом. Именно Александру Федоровну, якобы тайно передававшую Германии сведения о российской армии и ее действиях, обвиняли в неудачах на фронте.
Читайте наши статьи на Дзен