Кость Луз: как она связана с воскресением мертвых
«Луз» (luz) в переводе с иврита означает «орех». Так в разных традициях называют самый верхний или же самый нижний позвонок. Во многих религиях кость луз имеет сакральное значение и связана с грядущим воскресением мертвых.
Вечный город
Если верить священным источникам, то первоначально слово «Луз» было наименованием местности, где Иакову привиделся вещий сон, после чего он нарек эту местность Вефилем, то есть «Домом Божиим». Согласно некоторым из источников, Луз расположен рядом с горой Алборж, которую древние иранцы считали «обителью бессмертия».
Также Талмуд сообщает о древнем поселении под названием Луз, основанном неким выходцем из Бет-Эля, который помог эфраимитам взять город в Ханаане, и за это те пощадили его и его семью и отпустили на свободу: «И пошел этот человек в страну хеттов и построил город,
которому дал название Луз, это его название до сего дня». В награду за услугу, оказанную израильтянам, Луз удостоился вечного существования. Его не смогли одолеть ни ассирийский царь Синаххериб, ни вавилонский царь Навуходоносор II. Люди в нем не умирали, а старики, которые хотели умереть, должны были покинуть пределы города.
У стен Луза растет миндальное дерево, которое также зовется луз. Среди его корней скрыт подземный ход. Иного доступа в город, как через этот ход, не существует. Иногда Луз называют «голубым городом», что, возможно, указывает на его связь с небом.
Значения слова «луз» в мусульманской и иудейской традициях
Само слово «луз» имеет много значений в разных языках и практически во всех происходит от корня, означающего нечто скрытое или потаенное. Нередко оно употребляется в значении «миндальная косточка» или «ядрышко». В исламе и иудаизме кость луз (которая, в одной вариации, напоминает по форме турецкий горох, а по другой, миндаль) рассматривается действительно как ядро, как неразрушимая телесная частица, в которой пребывает душа после смерти и до самого воскрешения. В арабских книгах она носит название ajbu adn-dhanab.
В свою очередь, в Мидраше (древнем собрании комментариев, сделанных раввинами к Торе) мы читаем аггаду (легенду) со следующим сюжетом. Римский император Адриан спрашивает рабби Иешуа Бен Ханаания, как в будущем люди станут возрождаться из мертвых, и рабби отвечает ему, что возрождение произойдет «из кости луз в хребте». «Докажи это мне», — просит император. Раввин берет косточку луз из позвоночника и погружает ее в воду, но она не становится мягкой. Тогда он кладет ее в огонь, но кость не сгорает. Бросает ее в жернова, но ее не удается смолоть. Когда он кладет ее на наковальню и ударяет по ней молотом, наковальня раскалывается, а молот ломается.
Библейское толкование
Христианские богословы полагают, что предание о косточке луз может быть связано с эпизодом из ветхозаветной книги пророка Иезекииля, описывающим встречу его с бессмертным Духом Божиим, оживившим поле сухих костей: «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои…» (гл. 37).
Хотя здесь не говорится прямо о таинственной кости луз, связь может иметь место. Ведь воскрешение происходит именно из костей, в которых входит Божественный Дух. Кто знает, быть может, в один прекрасный день мы действительно воскреснем, как предсказано в Библии и других источниках, и процесс этот начнется именно с загадочного позвонка, в котором заключена наша душа.
Читайте наши статьи на Дзен