Ренессанс русского народного искусства
День за днём на сезонных ярмарках то и дело появляются удивительные вещи. Домотканые, расписные, плетёные. Это не лазерная печать, не заводская штамповка, а бесчисленное количество рабочих часов, проведённых за древним ручным ремеслом. На обычных городских праздниках, вдруг, сквозь современную музыку из колонок, пробиваются откуда-то живые гусли, появляются и желающие потанцевать. Так, под стук ткацких станков и плясовые наигрыши приходит ренессанс русского фольклора. Пока ещё не столь заметный, но уже набравший потенциал, он иногда выплёскивается на телевидение, на улицы, в прессу. Речь идёт о новом подходе к русской традиции, не в советской утлой обёртке, не в атмосфере детского утренника, а в максимальной аутентичности.
Новые технологии
Как ни странно, новые технологии и СМИ – прекрасный двигатель для русской фольклорной революции. Первые помогли оцифровать самый старый этнографический материал, классифицировать его, реставрировать и реконструировать то, что считалось утерянным, вторые – рассказать об этом всему миру и привлечь больше образованный и энергичных людей к проблеме сохранения духовного и художественного наследия нашей страны. Причём, прогресс с ним совершенно не конфликтует, напротив, его вектор направлен на те же минимализм, удобство и экологичность. Когда фабрика выпускает прекрасного качества платки с «барановским» принтом, хочется найти повод их носить. Когда слышишь качественную, новую запись старинной песни в приятном исконном исполнении, хочется найти повод её спеть. Одно за одним, и меняется образ жизни. А кто согласился бы слушать даже свои любимые песни сквозь шипение испорченной плёнки?
Вышить свастику на джинсах так же легко, как и бесполезно для русского образа, его восстановление требует основательного технического подхода и академических знаний.
Современная жизнь – это электрический свет и центральное отопление, мы уже не испытываем тех тягот, которые мешали нашим предкам развивать свои таланты, мы обладаем невероятным количеством нужной информации и доступом к маститым учителям, всё это – открытые двери для увлечения народными ремёслами.
Мало денег?
Обычно, художественные и социальные проекты остро страдают от нехватки финансирования. Но нельзя просто взять и влить много-много денег в фольклор, чтобы сразу всё устроилось. Здесь решающую роль мастерство и качество образования – музыкального ли, прикладного – личное усердие и любовь к делу. Чтобы общество пожелало, к примеру, слушать былины и духовные стихи и возник широкий спрос на таких исполнителей, в нём должны пройти определённые нравственные изменения.
Пытаться их форсировать всё равно, что тянуть вверх росток. Быстрее развиваться он не станет, а вот оборваться может. На данный момент, почва для продвижения в массы весьма неплоха, ведь, к примеру, провести вечер за прослушиванием русского эпоса, сводить ребёнка на такое культурное мероприятие это свежо и полезно.
Как правильно преподать
Умение правильно преподнести русское искусство подрастающему поколению очень важно для его дальнейшей судьбы. Обычно, когда об этом заходит речь, школьный преподаватель, скорее, уверяет в красоте тех или иных вещей, чем объясняет их суть. Для школьника красота – некое общее понятие для картины Рафаэля, расписной ложки и девочки из параллельного класса, только интенсивность переживаний разная. Тут уже ясно, что ложка окажется «слабым звеном» в этом ряду. Для формирования вкуса нужно время, а не навязывание идеалов.
Ежегодно с кафедр этнологии и прикладного искусства выходит значительное количество молодых специалистов. Как правило, такие люди могут на своём языке донести нужную информацию и заинтересовать юных слушателей гораздо более глубоко. Чем больше молодых людей овладевают пляской, народным пением, чем чаще они демонстрируют свои умения, тем стремительнее меняется собирательный образ фольклориста и сегодня перелом уже произошёл.
Посетите любое передовое в фольклорной среде мероприятие: былинный вечер, «Петровские смотрины», форум «Живая традиция», фестиваль «Заря-Заряница» и сами оцените количество молодёжи, как среди зрителей, так и среди участников. Этнография, несомненно, имеет старческое лицо, ведь именно пожилые люди передают нам знания о прошлом, но воспроизведение некоторых аспектов жизни давних лет для публики должно быть адекватным: конечно, может старик пуститься в молодецкие забавы, но строго говоря, это неправильно.
Можно попробовать
Все пробовать — это один из лозунгов современности. Если выходит новый товар, то его нужно попробовать. Неисполнимая мечта? Нужно, хотя бы, попробовать! Даже если ничего не получится, потом скажут, что пытался. Так и со всем, что касается традиционного искусства. Чтобы не испортить впечатление, вникать нужно постепенно, осознавая предназначение тех или иных действий и предметов. Можно пассивно слушать лирическую песню, с «камаринским» такое не пройдёт, он просто для этого не предназначен, придётся двигаться.
Можно приобрести какую-нибудь бытовую вещь у ремесленника, но не пользоваться ею в быту странно, ведь сделана она живым человеком и для жизни. А пришёл на вечорку – будь добр развлекаться вместе со всеми, это не спектакль, а вид активного отдыха и способ общения. Искать во всём этом что-то очень личное и выносить самое лучшее для себя это и есть лучший способ помочь возродить русский фольклор. А худший – хаять современность, выставлять жёсткий традиционализм лучшим образом жизни и восхвалять высокодуховное существование в курной избе.
Зачем, вообще, всё это нужно? Живём и живём себе, жалуемся на мелкие неудобства, обсуждаем дела великих мира сего. Но фольклор во всех своих проявлениях сохраняет единую душу народа. Как известно, этнос – это, в первую очередь, ментальная связь между людьми. Мода приходит и уходит, сменяется власть и даже религия, но когда люди теряют связь со своей традицией, культурным стержнем, нация рассыпается на отдельных личностей. Кто они друг другу, сказать трудно. Такому народу можно навязывать самые разные идеи, он не скажет «Нет, это не по-нашему!», потому, что как «по-нашему» он и не знает.
Такому народу легко поверить даже в самый фантастический вариант своей истории и роли в мире, потому, что изустный опыт поколений уже был утерян, вместе с родословной. Книжное представление о событиях и нравах минувших лет несравненно далеко от переживаний и взгляда тех, кто в эту эпоху жил. Вообще, сам навык восстановления традиций способствует тому, чтобы приобретая свой собственный опыт, уметь передавать его дальше, дабы следующее поколение имело возможность многому учиться дома, в семье, с этой бесценной поклажей выходить в открытое плаванье взрослой жизни.
Читайте наши статьи на Дзен