Колесная лира
Этот внушительный средневековый инструмент неизвестно точно, где появился и кто его придумал. Популярен он был по всей Европе: у менестрелей, бродячих музыкантов, даже и в ансамблях барокко.
Это по-настоящему общеевропейская штука: в Германии — Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier; в Англии hurdy-gurdy (харди-гарди говорят и по-русски), во Франции (в т.ч. в историческом Провансе) — symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо — vielle); в Италии —ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia; в Венгрии — tekerő; в Белоруссии — колавая ліра, на Украине — колісна ліра,ріля, риля или роля, в Польше — lira korbowa, в Чехии — niněra .
Современные русские традиционные музыканты ценят колесную лиру куда выше балалайки и домры, которые были воссозданы не ясно, на основе чего, лишь в XIX веке. Этот же инструмент дает представление об истинном звучании русских песен древности.
Струны лиры, их бывает от трех до 11, жильные, трутся о колесо, которое вращает исполнитель, и издают весьма заунывные, но интересные и завораживающие по тембру звуки. При этом ноты можно менять нажатием на клавиши, а остальные струны при этом продолжают монотонно гудеть, как, например, в этой песне блестящего проекта «Волков, Котов, Старостин, Фёдоров».
Читайте наши статьи на Дзен