Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-09-13 08:48:00

Живот здоровой женщины: каким он должен был быть по мнению предков

Сегодня эталоны красоты диктуют фитнес-блогеры и глянцевые журналы, но так было не всегда. На протяжении веков представления о привлекательном женском теле в России кардинально менялись, отражая не просто веяния моды, а саму суть эпохи: ее экономику, социальный уклад и главные задачи, которые стояли перед женщиной.

Допетровская Русь

В допетровской Руси понятие женской красоты было сугубо практичным и напрямую связывалось со здоровьем и выносливостью. Идеалом считалась «кровь с молоком» — румяная, пышная женщина с широкими бедрами, большой грудью и заметным животом. Такой тип фигуры был лучшей гарантией того, что невеста сможет выносить, родить и выкормить здорового ребенка, а также справляться с тяжелой физической работой: носить коромысла с водой, управляться с хозяйством.

«Хоть бы хны»: что на самом деле означает это русское выражение

Английский врач Сэмюэл Коллинз, служивший при дворе Алексея Михайловича, с удивлением отмечал: «Красотою женщины считают они толстоту… Худощавые женщины почитаются нездоровыми». Девушки из состоятельных семей даже специально «раскармливали» себя, лежа в постели и употребляя водку, считавшуюся средством для набора веса. Полнота была не только медицинским, но и социальным маркером, свидетельствуя о достатке в семье.

Большой живот и узкая талия

Вступление на престол Петра I ознаменовалось переломом во многих сферах жизни российского общества. Став совершеннолетним и самостоятельным самодержцем, он посетил несколько европейских стран и вместе с инновациями в устройство армии, флота и государственного управления, царь привез с Запада и некоторые модные веяния. Они были предназначены только для аристократии и состоятельных горожан, в жизни крестьянства тогда почти ничего не изменилось. Придворные дамы новой столицы Российской империи быстро переняли многие европейские новшества: теперь необходимо было демонстрировать фарфоровую бледность, легкость, а также воздушность платья. Период рококо подтверждал привлекательность пышных женщин, но при этом им следовало соблюдать и западноевропейскую «хрупкость». Такое сочетание можно увидеть в «Портрете императрицы Екатерины I» Генриха Бухгольца, 1760 – 1780, Михайловский замок, Санкт-Петербург. Царица изображена в объемном платье с парчовой накидкой, под которыми угадываются пышные бедра и живот. Но при этом лиф, составляющий корсет, зримо сжимает ее грудную клетку и конструктивно подчеркивает узкую талию. Благородные женщины XVIII века намеренно перетягивали себе фигуры таким образом, чтобы подчеркнуть объемную грудь, большой живот и бедра, но при этом продемонстрировать талию, намекающую на хрупкость и благородство.

У романтичной дворянки живота нет

В начале и особенно в середине XIX века изменилась мода на женские фигуры. Это было связано с активным развитием образования у женщин не только дворянского происхождения, но и среди купечества. Эпоха романтизма принесла в Россию массу французских романов, которых благородные и состоятельные россияне обоего пола запоем читали в оригинале. Тогда же в их понимании сформировался образ новой модной женщины. И это была не дородная красавица с большим животом и грудью, а бледная, худая, мечтательно-грустная девушка, склонная к экзальтации и обморокам. Для этого юные россиянки морили себя голодом, уменьшая объемы тела, скрывались от солнца под зонтами, чтобы сохранить светлый оттенок кожи и считали деторождение и материнство недостойным настоящей романтической девушки. Именно в этот период в состоятельных семьях появились кормилицы.

В каком возрасте чаще всего изменяют женщины: что выяснили психологи

Благородной женщине не пристало много есть и отращивать живот, чтобы полноценно вскармливать своего ребенка грудью. Для этих целей всё также выбирали крестьянок, которые после родов обладали объемными частями тела и хорошим аппетитом. Состоятельные россиянки XIX века и после замужества и родов старались поддерживать хрупкий, романтичный образ, что можно увидеть в картинах Ореста Кипренского «Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной», 1822 или 1823, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург и «Портрет Екатерины Петровны Ростопчиной», 1809, Третьяковская Галерея, Москва. Обе женщины среднего возраста и благородного происхождения представлены грустными и худощавыми, и конечно, не лишенными романтического очарования.

Выпирающий живот вульгарен

Рубеж XIX и XX века прочно и надолго разделил россиянок на стройных образованных горожанок и пышнотелых крестьянок, редко умевших читать. Полнота абсолютно вышла из моды, и толстая девушка априори считалась отсталой. Но в образ утонченной аристократки вернулся здоровый румянец и крепость мышц. Во многом этому способствовал тот факт, что девушки, и не только дворянки, стали обучаться в благородных пансионах, где порой, на европейский манер, от них требовали ежедневного выполнения физических упражнений. И если с большой грудью модницы мирились и в крайнем случае ее перетягивали, то выпирающий живот считался крайне вульгарным. С начала века и вплоть до Революции эталоном женской красоты среди благородных дам считалась княжна, и затем княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Если взглянуть на ее портрет кисти французского художника Франсуа Фламенга «Пелегрина», написанный в 1894, то невозможно не заметить, какая прекрасная физическая форма у этой женщины. Между тем, на момент написания портрета, у княгини уже было двое сыновей. А спустя 10 лет Великий князь Александр Михайлович Романов после костюмированного бала в Зимнем дворце Санкт-Петербурга написал следующее: «…Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой (…) Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины…» До самой своей смерти в 1939 году Зинаида Николаевна Юсупова сохраняла стройную фигуру.

Крепкие мышцы и небольшой живот

Окончательная победа пролетариата в России в 1920-х годах не вернула в моду крестьянскую женскую полноту. Но постепенно неестественно-бледных, коротко остриженных, стройных девушек эпохи немого кино, создававших свой образ на манер утонченных парижанок, сменили румяные, крепкие и широкоплечие комсомолки. Они активно занимались общественно-политической работой и физкультурой. Этот образ «правильной» советской женщины родился из соединения плотного, крестьянского типа фигуры с большой грудью и спортивного телосложения бывшей нищей воспитанницы благородного пансиона. Советские женщины эпохи соцреализма обладали крепкими мышцами, чтобы иметь возможность строить пролетарское общество, высокой грудью и небольшим животиком, чтобы легко рожать новых граждан молодого государства. Наиболее ярко советских людей отображал в своих картинах художник Александр Дейнека. В частности, в полотне «Весенняя песня», 1945, представлены три девушки в легких ситцевых платьях, облегающих мускулистые фигуры с небольшими животиками. Их образы излучают полноту «правильного» здоровья, необходимого прогрессивным советским труженицам.

«Картофельные бунты»: почему русские крестьяне были против выращивания картошки

Желтороссия: как Российская империя хотела присоединить Манчжурию

Самый «глухой» день в СССР: какой «переворот» произошёл 10 сентября 1982 года

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: