Самые главные заблуждения о Белой армии
История Гражданской войны в России, какой мы её знаем по кинофильмам и даже учебниками истории, до сих пор имеет противоречивые оценки и содержит распространенные заблуждения. О главных из них мы и поговорим.
Белые офицеры отказывались служить в Красной армии
Миф о том, что белые офицеры были очень идейными и даже под страхом смерти отказывались сдаваться большевикам, к сожалению, только миф. Только под Новороссийском в марте 1920 года Красной армией было взято в плен 10000 офицеров-деникинцев, 9660 человек — офицеров-колчаковцев. Большую часть пленных приняли в Красную армию.
Из-за большого количества бывших белых в Красной армии, военное руководство большевиков даже ввело лимит на число белых офицеров в РККА — не больше 25% командного состава.
«Излишки» отправлялись в тыл, или шли преподавать в военные училища.
Интервенты помогали белой армии в боях
Роль интервенции в помощи Белой армии очень сильно преувеличена. Войска интервентов практически не вступали в столкновения с Красной армией, за исключением незначительных боев на Севере, а в Сибири и вовсе сотрудничали с большевиками.
Помощь Белой армии ограничивалась, по большему счету, только военными поставками. Но и эту помощь «союзники» оказывали далеко не даром. За вооружение приходилось расплачиваться золотым запасом и зерном, отчего первыми страдали крестьяне. Как результат, популярность движения за восстановление «прежней» России от этого неуклонно падала.
Да и помощь эта была незначительной. Деникину, например, англичане поставили всего несколько десятков танков, хотя у них после Первой мировой на вооружении стояли тысячи.
Несмотря на то, что последние военные формирования были вытеснены с территории СССР (на Дальнем Востоке) в 1925 году, фактически весь смысл интервенции для стран Антанты изжил себя уже после подписания Версальского договора.
Дезертирство из Белой армии было массовым
Когда сегодня говорят о причинах поражения Белой армии, то любят говорить про массовое дезертирство из Белой армии. Мы не станем отрицать, что дезертирство имело место, но различными были как его причины, так и его масштабы у противоборствующих сторон.
Помимо частных случаев добровольного ухода из Белой армии, были и массовые факты дезертирства, что было вызвано рядом причин. Во-первых, армия Деникина, несмотря на то, что контролировала достаточно большие территории, так и не смогла существенно нарастить за счет обитающих на них жителей свою численность. Во-вторых, в тылу у белых часто орудовали шайки «зеленых» или «черных», которые воевали и против белых, и против красных. Дезертиры часто оказывались среди них.
Однако все равно, при прочих равных, из Красной армии дезертировало намного больше народа.Только за один год (1919-1920) РККА добровольно покинуло не менее 2,6 миллионов человек, что превышало общую численность Белой армии.
Белые офицеры были сплошь аристократы
Если посмотреть советские фильмы о Гражданской войне, то можно увидеть, что белые офицеры — сплошь интеллигентные люди, «белая кость», дворяне и аристократы. Они слушают романсы, заключают офицерские споры и предаются ностальгии по былой России.
Однако эта картина, конечно, сильно приукрашена. Подавляющее большинство белых офицеров были из так называемых разночинцев. Далеко не все из них даже были обучены грамоте, о чем сегодня можно узнать, если посмотреть на документы приемной комиссии Академии генерального штаба. Поступавшие в нее офицеры показывали «слабое знание истории и географии», «отсутствие ясности мышления и общую недисциплинированность ума», делали множество грубых ошибок. И это были не просто офицеры, а лучшие, поскольку не каждый мог претендовать на поступление в Академию.
Конечно, мы не станем утверждать, что все белые офицеры были неграмотными, но то, что у них у всех была «голубая кровь» не соответствует истине.
Белую армию поддерживало население
Наконец, ещё одним заблуждением о Белой армии является то, что её массово поддерживало население. Это представлением, как правило, коренится на результатах выборов в Учредительное собрание, когда даже на фронтах большинство голосов набирали не большевики, а эсеры.
Однако социальная база Красной армии изначально была куда более прочной, нежели армии Белой. Большевики могли опереться на поддержку рабочих и крестьянской бедноты. Эти категории населения всегда можно было мобилизовать за паек и небольшое денежное довольствие. Крестьяне-середняки воевали и у белых, и у красных, однако они неохотно отправлялись в чужие губернии и легко переходили из одного стана в другой. После того как основным принципом формирования белой армии стала массовая мобилизация, качественный состав её войск заметно ухудшился и, при отсутствии широкой социальной поддержки, это привело к значительному снижению боеспособности.
Кроме того, к началу Гражданской войны у большевиков уже была сформированная террористическая сеть, в которую были вовлечены вчерашние уголовники, налетчики и блатари. Они изводили диверсиями регионы, контролируемые белыми.
Читайте наши статьи на Дзен