За что казнили брата Ленина?
Старший брат Ленина, Александр Ульянов был отличником в гимназии и после трех лет обучения в университете стал вторым ученым секретарем, блестяще защитил работу по естественным наукам. Ни в каких революционных кружках он не участвовал.Его не волновали политические страсти, он был приверженцем науки. Именно эти качества заинтересовали в нем террористов, которым нужен был человек науки для изготовления бомб под видом научных опытов.
1 марта 1887 года полиции удалось предотвратить покушение на Александра III: группа террористов была задержана с бомбами в руках. Метать бомбы в царя должны были три человека – Генералов, Андреюшкин, Осипов. Сигнальщики – Канчер, Горкун, Волохов.
Слежка охранки и первое дело
Департамент полиции заводит дело №100 «По розыскам в Петербурге в 1886 году» и устанавливает негласное наблюдение за заговорщиками.
18 декабря 1886 года департамент полиции запросил секретные сведения от петербургского градоначальника о студенте Александре Ульянове, который, по их данным, вступил с тесный контакт с лицами, высланным из Петербурга за незаконную демонстрацию в день годовщины смерти Добролюбова. Его признают в качестве лица, скомпрометировавшего себя общением с политически неблагонадежными людьми.
Как сделать бомбу
Сначала бомбу заговорщики пытались сделать у Лукашевича на квартире. Не получилось. И тут кто-то вспомнил про Ульянова. Ему, как человеку, подающие огромные надежды в химии, ничего не стоило изготовить взрывчатое вещество. Студент третьего курса Санкт-Петербургского естественного отделения физико-математического факультета проявляет блестящие способности не только при подготовке теракта, но и в учебе, его избирают вторым ученым секретарем. Биология Спенсара была его любимой книгой.
Зная естественные науки, он очень быстро освоил технология приготовления взрывчатых веществ. Несмотря на короткие сроки – всего два-три месяца – он так освоился с теорией взрывчатых веществ, что поставил в тупик на суде правительственного эксперта Федорова.
Улики – все на столе
В двух банках заговорщики приносят динамит и гремучую смесь. Когда 1 марта заговорщики начали заряжать две бомбы – третья бомба в виде толстой книги в переплете была уже готова – Александр начал заполнять гремучей смесью трубку запала одной из бомб.
На квартире своего товарища-студента выполняются все эти опасные работы. Интересный факт: Александр по окончании их оставляет на столе все лабораторные прилежности и около одного фунта нитроглицерина.
Как их раскрыли
Один из участников предстоящего теракта Андреюшкин пишет письмо студенту Никитину в Харьков с намеками на готовящееся «большое дело». Письмо перехватывает полиция; петроградская охранка устанавливает слежку. Агенты полиции видели, как 27 февраля Андреюшкин вместе со своими товарищами шел по Невскому проспекту. Они несли какие-то тяжелые предметы, спрятанные под одежду. Генералов нес толстую книгу в переплете. Один за другим участников заговора арестовали.
Попытка бегства Ульянова на два дня
Три человека – Шевырев, Говорухин и Ульянов признаны главными организаторами преступного предприятия. Незадолго до покушения на царя, эта троица пытается скрыться. Шевырев бежит из Петербурга, Говорухин скрылся, написав письмо о самоубийстве. А Ульянов в первых числах февраля нанялся учителем к акушерке Ананьиной, проживающей в 2-ом Парголове (поселок в Выборгском районе Петербурга). Прожив у Ананьиной два дня, Ульянов вернулся в Петербург. А между тем разные химические препараты для изготовления разных взрывчатых веществ, направлялись на его имя во 2-ое Парголово.
Арест Ульянова
Полиция сумела арестовать главных исполнителей – метальщиков и сигнальщиков. На очереди были идеологи и изготовители. Александра Ульянова арестовали около пяти часов дня 1 марта на квартире у Канчера, куда он зашел спросить, как идут дела. Время шло. Взрывов не было. В дверь громко постучали. Они открыли и увидели полицейских. При обыске у Александра нашли записную книжку с большим количеством зашифрованных адресов.
Александр перетягивает вину на себя
И вот полицейские, надавив на самых легкоранимых и слабых, стали требовать у них назвать организаторов. В числе многих называют имя Ульянова. Это стало для него шоком потому, что на первом допросе 3 марта он просит сделать передышку, ссылаясь на плохое самочувствие. На последующих допросах, 4 и 5 марта, он старается выгородить своих товарищей, которые были менее всего причастны к делу и которых оговорили Канчер и Гонкур. Александр говорит, что он не были ни инициатором, ни организатором преступного замысла покушения на жизнь императора.
Бывшие его товарищи всячески оговаривают Александра, приписывая ему идею образовать несколько террористических групп, не связанных между собой, но способных действовать в случае провала одна за другой. В ходе допроса Александр просит своих товарищей, чтобы они многие факты приписали ему. Это не ускользает от внимания прокурора, который говорит, что Ульянов приписывает себе много такого, чего в действительности он не совершал.
Он приложился в последние минуты жизни к кресту
Он пишет прошение о помиловании Александру III. Никакой резолюции царя на этом документе нет. Это прошение не было упомянуто в правительственном сообщении, где говорится о прошениях о помиловании со стороны 11-ти заключенных из 15.
5 мая, на рассвете во дворе Шлиссербургской тюрьмы были казнены три метальщика, Шевырев и Ульянов. Из-за того, что эшафот был рассчитан только на трех человек, первыми были повешены Андреюшин, Осипанов и Генералов. Перед повешением Александр Ульянов приложился к кресту, а Шевырев руку священника оттолкнул. Обо всем этом написал в своей докладной записке на имя царя 8 мая 1887 года граф Дмитрий Толстой.
Читайте наши статьи на Дзен