Каким был Иоанн Кронштадтский, «пастырь Российской империи»
Иван Сергиев — мирское имя Иоанна Кронштадтского — родился на крайнем севере России в бедной семье сельского дьячка. Ребенок был совсем слабым, и родители, не надеясь сохранить его жизнь даже на несколько дней, решили в ту же ночь окрестить его.
Но после крещения младенец Иван стал быстро поправляться. Никому не могла прийти в голову мысль, что этот хилый ребенок так окрепнет и телом, и духом, что ему суждено будет прогреметь не только по всему необъятному пространству Русской земли, но и далеко за ее пределами.
Первое чудо
Заканчивая академию, Иван думал о том, чтобы посвятить себя миссионерской работе. Но однажды после прогулки и размышлений о предстоящем служении, он заснул и в странном сне увидел себя священником, служащим в каком-то неизвестном ему соборе в Кронштадте. Он принял это за указание свыше. И вскоре «сон» сбылся.
По окончании учебы Иван получил предложение вступить в брак с дочерью протоиерея Андреевского кронштадтского собора и, как это было принято, поступил на его место. Вот и первое чудо: прибыв в собор, он узнал в нем именно тот храм, который видел во сне.
Босячий священник
Вспоминают, что Кронштадт того времени был особенный город – город бродяг, пьяниц и разного сброда. Многие дети с малого возраста становились преступниками. Именно на этих опустившихся людей и обратил сразу свое внимание великий пастырь, утешая, помогая им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. И эти «босяки» и «подонки общества» первыми почувствовали святость отца Иоанна. И быстро разнесли по всей России свое «открытие».
Вся остальная жизнь отца Иоанна протекала в Кронштадте, и многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
В Кронштадт за исцелением
В конце XIX века Кронштадт из мрачного и забытого богом города превращается в место паломничества людей со всех концов России. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, с которыми медицина была бессильна бороться. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а часто даже заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. По молитве о. Иоанна исцелялись не только русские православные люди, но и мусульмане, и евреи.
В Андреевский собор на службу отца Иоанна собирались по несколько тысяч людей ежедневно. В огромном количестве приходили письма. Сегодня в это сложно поверить, но к отцу Иоанну с просьбами обращались даже в телеграммах. Достаточно было написать на конверте: Кронштадт, Андреевский собор, Иоанну Кронштадтскому — и исцеление могло действительно наступить. Отцу Иоанну было дано церковью исключительное право проводить общую исповедь. Известно, что люди много плакали на ней, и после исповеди полы мыли слезами покаявшихся грешников.
Высочайший вызов в Ливадию
Отца Иоанна вызвали присутствовать при последних днях жизни Императора Александра III в царском дворце в Ливадии 12 октября 1894 года. Поначалу после совместной молитвы Государя наедине с о. Иоанном здоровье больного улучшилось и даже появилась надежда на его выздоровление. Так продолжалось пять дней, но потом снова началось ухудшение. Умирая, Государь просил отца Иоанна возложить свои руки на его голову. Отец Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу.
Вот воспоминания самого отца Иоанна: «Государь император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и, когда я держал, его величество сказал мне: «вас любит народ». — «Да, сказал я, ваше величество, ваш народ любит меня». Тогда он изволил сказать: «Да, — потому что он знает, кто вы и что́ вы» (точные его слова)».
О будущем России
Каждое слово отца Иоанна воспринималось как откровение. Его особо почитала царская семья и Николай II. Однако самого серьезного и страшного предсказания его так и никто и не услышал: «Убережешь – Россия долго будет еще сильна и славна на страх врагам и на радость друзьям. А если не убережешь, то и царя твоего убьют, и Россию, и тебя обесславят, и самое имя твое отнимут у тебя!» Отец Иоанн Кронштадтский много говорил о том, что царство колеблется, шатается, и если не проявить твердость, решительность, то прольется много крови и царство погибнет. Видение ему было 25 октября, и спустя годы в 1917 году страшное пророчество исполнилось.
Искренняя милостыня
Отец Иоанн задолго предвидел свою кончину — за 13 лет до нее при закладке Морского собора в Кронштадте о. Иоанн сказал, что когда стены нового храма подведут под кровлю, его уж не станет. Так оно и случилось. А незадолго до смерти он несколько раз спрашивал, много ли дней осталось до 20 декабря.
Отца Иоанна не стало на 80 году от рождения. Весть о кончине передавалась из уст в уста. Утром 21 декабря на Балтийском вокзале Петербурга несметные толпы народа брали билеты, устремляясь в Кронштадт проститься с отца Иоанном. У большинства на глазах были слезы, слышались сдавленные рыдания.
После простого и сердечного надгробного слова священника: «Мы ничем другим не можем отблагодарить нашего дорогого усопшего, как земным поклоном», вся церковь скорбно опустилась на колени…
Известна последняя строчка дневника отца Иоанна. «Ибо одна милостыня искренняя способна спасти душу нашу».