Прошлое

Что скрывают русские летописи?

2017-03-20 15:21:56

Сведения о ранней русской истории мы черпаем из летописей. А что, собственно, мы знаем о них самих? По сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, как об их авторстве, так и об их объективности.

Кто автор?

Для людей, не сильно углубляющихся в историю, летописец один — Нестор, черноризец Киево-Печерского монастыря. Закреплению за ним такого статуса способствовала канонизация в лике святых под именем Нестор Летописец. Однако этот монах в качестве автора «Повести временных лет» упоминается лишь в одном из её поздних (XVI в.) списков, да и помимо «Повести» есть ещё множество других летописных текстов, созданных в разные века и в разных, далеко отстоящих друг от друга, местах.

Один Нестор не смог бы разорваться во времени и пространстве, чтобы написать их все. Так что, в любом случае, он всего лишь один из авторов.

Кто остальные? Создателем Лаврентьевской летописи значится монах Лаврентий, Троицкая приписывается иноку Троице-Сергиевой лавры Епифанию Премудрому. Да и в целом, если судить по тому, что почти все летописи хранились в монастырях, своим происхождением они обязаны людям церковным.

Однако стиль написания некоторых текстов даёт повод искать авторов в мирской среде. Так, например, в Киевской летописи церковным вопросам внимания уделено очень мало, а язык максимально приближен к народному: общеупотребительная лексика, использование диалогов, пословиц, цитат, живописные описания. Галицко-Волынская летопись содержит много специальных военных слов и явно направлена на выражение определённых политических идей.

Где оригинал?

Не упрощает поиск авторов и тот факт, что все летописи известны нам в списках (копиях) и изводах (редакциях). Ни в одном собрании мира вы не найдёте «Повесть временных лет», записанную рукой Нестора на рубеже XI-XII веков. Есть только Лаврентьевский список XIV века, Ипатьевский — XV-го, Хлебниковский — XVI-го и т. д.

Да и сам Нестор вряд ли был первым автором «Повести».

По версии филолога и историка А. А. Шахматова, он всего лишь переработал Начальный свод 1093 года игумена Киево-Печерского монастыря Иоанна и дополнил его текстами русско-византийских договоров и преданиями, дошедшими до него в устной традиции.

Иоанн же, в свою очередь, дополнял свод монаха Никона. А у той версии был свой предшественник — Древнейший свод середины XI века. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что в его основе не лежит другой, более древний, текст.

Такова суть русской традиции летописания. Каждый следующий переписчик использует старые рукописи, устные предания, песни, рассказы очевидцев и составляет новый, более полный с его точки зрения, сборник исторических сведений. Это хорошо заметно по «неровной» Киевской летописи, в которой игумен Выдубицкого монастыря Моисей переплавил тексты авторов ну очень разного уровня образованности и таланта.

Почему летописи противоречат друг другу?

Ответ на этот вопрос плавно вытекает из предыдущего. Так как летописей, их списков и редакций очень много (по некоторым данным, около пяти тысяч), их авторы жили в разное время и в разных городах, не обладали современными способами передачи информации и использовали доступные им источники, то даже непредумышленно было трудно избежать некоторых неточностей.

Что уж говорить о желании «перетянуть одеяло на себя» и выставить в выгодном свете то или иное событие, город, правителя...

До этого мы касались вопросов, относящихся к истории самих летописей, но ведь и в их содержании немало загадок.

Откуда всё-таки пошла земля русская?

«Повесть временных лет» как раз начинается с этого вопроса. Однако и здесь остаются поводы для толкований и учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению.

С одной стороны, вроде бы, достаточно внятно сказано: «И пошли за море к варягам, к руси. <...> Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами “. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли <...> И от тех варягов прозвалась Русская земля».

На этом отрывке основывается Норманская теория происхождения государства Русь — от варягов.

Но есть и другой фрагмент: «… из тех же славян — и мы, русь… А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской», по которому выходит, что мы, хоть и получили своё название от варягов, но ещё до них были единым народом. Такой — антинорманской, или славянской, — гипотезы придерживались М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев.

Кому Владимир Мономах писал своё «Поучение»?

«Поучение Владимира Мономаха» входит в состав «Повести временных лет» и содержит три части: поучение детям, автобиографический рассказ и письмо, адресатом которого обычно называют брата князя — Олега Святославовича. Но зачем включать личную переписку в исторический документ?

Стоит отметить, что имя Олега в письме нигде не названо, а содержание текста имеет покаянный характер.

Возможно, пересказом этой сложной истории с братом, убившим его сына, Мономах хотел показать публичный пример смирения и прощения, рифмующийся с первой частью. Но с другой стороны, этот текст включён только в один из списков «Повести» и явно не предназначался для большого количества глаз, так что некоторые учёные считают это личной письменной исповедью, приготовлением к Страшному суду.

Кто и когда написал «Слово о полку Игореве»?

Споры о происхождении «Слова» начались сразу после его обнаружения графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века. Текст этого литературного памятника настолько необычен и сложен, что его авторство кому только не приписывали: самому Игорю, Ярославне, Владимиру Игоревичу и другим князьям или не князьям; поклонникам этого похода и, наоборот, тем, кто осуждал авантюру Игоря; имя сочинителя «расшифровывали» и вычленяли из акростихов. Пока — безрезультатно.

То же самое и со временем написания. Совпадало ли время описываемых событий с тем, когда их описывали? Историограф Б. А. Рыбаков считал «Слово» чуть ли не репортажем с места действия, а Б. И. Яценко переносил дату его создания на десяток лет дальше, так как в тексте упоминаются события, о которых не было известно в год похода — 1185-й. Есть также множество промежуточных версий.

Где находится Китеж-град?

Легенда о Китеже, «Русской Атлантиде», дошла до нас в литературной обработке старообрядцев — в памятнике под названием «Книга глаголемая летописец». По ней, этот город был построен князем Георгием Всеволодовичем, а затем, при нападении хана Батыя, ушёл под воду. Большинство сходится в том, что этот «земной рай» прячется в озере Светлояр Нижегородской области, однако некоторые исследователи двигают искомую точку на карте то ближе к Суздалю (по названию бывшего здесь села Кидекши), то к Ярославлю.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2017-03-21 17:30:33
    Ruslan Korino
    КИТЕЖ ГРАД = КАК И ВСЕ РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ,,, ПРИШЛИ на современные территории славян, ВМЕСТЕ С В ПЕРВЫМИ переселенцами ВАРЯГАМИ(выжившие от потопа в ВАРАХ - в КОВЧЕГАХ, в НОРАХ - отсюда Нор-ДЫ): или венедами из каналов Атлантиды, которые назывались ВИНАМИ и эти славянские многочисленные народы Про Мории или Империи Инь, или из Библейской Тартарии, - ОНИ себя называли ЭТРУССКАМИ, что значит: Эт -мы; Русы- Зодиаки(ТАТЕМЫ) Города Солнца, которых тогда было: ПИ- 13 штук = это и есть понятие слога "Русы"...; вторая "С" - значит: -те которые поклонялись планете КИЮ - или Юпитеру он же народный Володка - Волопасу, - который, как бы ПАС на НЕБЕ = 13 этих тотемов-зодиаков, в течении 27000 лет - в небесном астрономическом "Городе Солнца" или в "Жертвенник Гермеса"(Зодиак из ДЕНДЕРЕ...), он был построен симером-бессмертным, Александром Великим из покорённого им в юности первого Иерусалима и античной Персии...(об этом сообщает нам историк Плутар!) Таким образом, это произошло минимум 12500 лет назад, ещё до Всемирного Потопа,,, а звали его славяне (люди жившие по берегам Славных Винов, или по берегам каналам Атлантиды и в "Китеж Граде"). До - Потопные греки, это место называли Про Мория, - центром которой была библейская гора Мория, которая сейчас найдена при помощи космической фотографии с советских спутников в Приморском крае России, как и найдена столица древних славян "Китеж Град" - который тогда назывался Дельфами, от мега статуи "Дельфина кита", отсюда и пошло название гос. КИТАЙ, так как тогда вся территория Китая, была основана и принадлежала ЭТРУССКАМ, а не ИЛОТАМ и ХАРАМ! Фактически,на основание исследований Д. АКАДЕМИИ, посредине современного низинного Китая, как и всё Приморье было залито морем на 250 мертов выше уровня современного Океана и здесь находилось первое Средиземное море и то, что сейчас китайцы гонят пургу,,, что современное Средиземное море было их территориальным морем и, что они были великой морской державой, это БЛЕФ и ДУРЬ Мао Дзена,,, который спецом уничтожил при помощи хуйвенбинов, правду о возникновение древнего Китая, которым правили ещё до 12 века ЭРТУССКИ или ДЖУР-Шени (перевод: Лебеди Шеня = Посейдона, или УКРЫ-Иньцы,,, варяги перебравшиеся после поражения от монголов в Про Мории, на ДНЕПР реку и создавшие Киевскую Русь! ) . Смотреть лиман Дельфы или "Китеж Град" у меня на космических фото... С уважением Русс Хирен Силен.
Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи