Сегодня собор Оптинских старцев
Сегодня православные отмечают особый праздник — Собор преподобных Оптинских старцев. Старчество в Оптиной пустыни было феноменальным духовным явлением в русском православии. Тогда в одном месте с середины XVIII по начало XX в просияли 14 истинных святых:
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841).
Основатель и вдохновитель оптинского старчества, еще при жизни прославившийся как чудотворец.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860).
Ученик и преемник старца Льва, начавший издание в монастыре святоотеческих трудов.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862).
Строгий подвижник и нестяжатель, в то же время кроткий и милосердный к другим. При нем Оптина принимала множество странников и паломников, были восстановлены старые и построены новые храмы и здания.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865).
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, Антоний, несмотря на тяжелые болезни, 14 лет руководил скитом и оставил замечательные письменные наставления.
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873).
Ученик и преемник старца Макария, защитник и проповедник православия.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891).
Великий русский старец и подвижник, ученик старцев Леонида и Макария. Амвросий основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, Сохранилось множество писем и наставлений старца Амвросия.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894).
Скитоначальник и старец, обладавший удивительным даром утешения (старец Амвросий говорил, что Анатолию была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается).
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894).
Стремился сохранять в Оптиной Пустыни духовные заветы старчества, отличался простотой и аскетизмом.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911).
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, отличался великим смирением.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913).
Великий старец, в прошлом блестящий военный; исполнял свой пастырский долг во время русско-японской войны.
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922).
Обладал даром любви и утешения страждущих, прозорливостью, поэтому в народе был прозван «утешителем».
Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928).
Последний соборно избранный Оптинский старец, окормлял верующих во время гонений на православную церковь.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931).
Ближайший ученик старца Варсонофия, и после закрытия Оптины продолжавший исполнять старческое служение.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938).
Последний дореволюционный настоятель Оптиной пустыни, расстрелян 8 января 1938 года.
И в этот день важно вспомнить о том, что такое старчество на Руси. Старцы – это люди, которые на деле исполнили заповеди христовы, и поэтому Бог дал им особую силу. Они открывают людям волю божью, говорят, как надо поступать в тех или иных сложнейших обстоятельствах жизни, исцеляют болезни, врачуют душевные раны. Русское старчество – особое явление. Оставаясь строгими аскетами, они были открыты всему миру, а не только монахам конкретного монастыря, как это происходит, например, на Афоне. При этом зачастую отношение к старчеству среди православных начинает напоминать отношение язычников к шаманам.
«Когда мне что-то припечет, я пойду к старцу, он там поколдует что-то надо мной, и потом у меня фишка пойдет опять нормально. Многие с этим и приходят в храм. «Вы знаете, батюшка, что-то мне в последнее время не везет», — рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов.
По словам профессора богословия Московской духовной академии Алексея Осипова, сейчас есть несколько причин обращения к старцам. Первая – это внутреннее переживания, страдания, скорби. Не находя нигде ответа и не зная, как разрешить их, люди ищут того, кто бы мог им помочь. Вторая категория – люди, которые ищут исцеления от различных уже телесных болезней, третья категория – люди, которые ищут успеха в своих деловых проблемах, очень многие ждут предсказаний: что будет со мной и с моими родственниками. Последняя категория – те, кто приходят к старцам, чтобы спросить, как избавиться от своих страстей: от зависти, от лицемерия, и прочих вещей. К сожалению, эта категория самая малочисленная.
Как сказал Иоанн Лествичник, «прежде, нежели вдаться кому-либо в послушание, узнай его, рассуди о нем, испытай его, чтобы тебе не попасть вместо врача на больного, вместо кормчего – на простого рыбака, вместо пристани – в пучину». Многие святые отцы сами пострадали от лжестарцев. Например, Кассиан Римлянин говорит: «Сколько вреда я потерпел от неопытности наставников!». Он сокрушается о том, как многие иногда прельщаются внешностью, возрастом и так далее и предупреждает о том, как нужно быть осторожным.
По мнению Осипова, тенденция нашего времени, когда мы всюду ищем старцев – чрезвычайно опасна, поскольку люди тут и там нарываются на лжестарцев, попадают буквально в секты. Сколько изломанных судеб, сколько разводов, разрушенных семей, сколько страданий, и почему? Старец сказал. Кто сказал, откуда мы взяли? Мы – православные, и в первую очередь должны следовать учению святых отцов в отношении понимания человека.
«Я стою в Лавре, подбегает женщина: «Гду тут старец такой-то прозорливый?», — рассказывает Алексей Осипов, — Я говорю: «Может, я?». Она на меня смотрит и отвечает: «Нет, у вас бороды нет».
Алексей Осипов: «Одного очень духовного человека спросили: «Почему у нас так все оскудевает, почему нет старцев?» — «Потому что не стало послушников», — ответил он. Все меньше тех, кто слушал бы их и пошел по их пути. Кажется, все слышим и понимаем, а как только касается самой своей жизни – стоп. Почему нет новых оптинских старцев, нового Серафима Саровского? Где они? Мы думаем, что сейчас появится Антоний Великий, и все сразу исправится – ничего подобного. Вот в чем беда: человечество удивительно слабеет, готово свернуть горы и всю землю перевернуть, а у себя с малейшей страстишкой не хочется бороться. С малейшей!»
Читайте наши статьи на Дзен