Пресвитер Иоанн. «Сказание об Индейском царстве»
Сведения о проповеди апостола Фомы веками вселяли веру в то, что в далекой и таинственной Индии существует большое христианское государство, которым управляет пресвитер Иоанн. Эта легенда дошла и до Руси, где легендарный царь-священник превратился в «царя и попа Ивана».
Первым упоминанием пресвитера Иоанна принято считать запись в «Хронике о двух градах» Оттона Фрейзингенского. Под 1145 годом Оттон рассказывает, что услышал в Риме от епископа Габалы историю о христианском правителе из дальних земель Востока. Во второй половине XII в. легенда о пресвитере Иоанне получает распространение благодаря псевдоэпиграфическому посланию византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180) от Пресвитера Иоанна. Под «Индией», правителем которой считался пресвитер Иоанн, понималась полулегендарная страна, помещавшаяся в разных частях ойкумены, поскольку в средневековой Европе бытовало представление о «трех Индиях»; как правило, царство пресвитера Иоанна отождествлялось с «Великой Индией». В исходном тексте послания пресвитер Иоанн назывался правителем всех трех Индий (в том числе и той, где находится гробница апостола Фомы) и повелителем семидесяти двух царей. Земли пресвитера Иоанна наполнены всевозможными диковинами и населены множеством народов. Когда пресвитер Иоанн идет на войну, то перед ним несут огромные кресты. Каждый год он совершает паломничество на могилу пророка Даниила в Вавилонской пустыне. В течение всего XIII века путешественники, миссионеры и послы из Европы (Иоанн Плано Карпини и Гильом де Рубрук, Марко Поло) пытались найти в Азии потомков пресвитера Иоанна.
Старославянский вариант послания пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу — «Сказание об Индейском царстве» появился на Руси в XIII-XIV веке. «Царь и поп Иван» назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании» присутствует описание фантастических существ, очевидно, взятых из византийского «Физиолога».
Во время монгольских завоеваний легенда получила новую жизнь. До Европы и Ближнего Востока в первой четверти XIII века доходили слухи о походах Чингисхана. Под их влиянием Яков де Витри прилюдно проповедовал после взятия крестоносцами египетского города Дамиетты в ноябре 1219 года, что Давид, правитель обеих Индий, грядет со своими свирепыми воинами, чтобы помочь христианам уничтожить сарацин. В «Повести о Давиде, христианском царе Татар» рассказывалось о деяниях Давида, сына пресвитера Иоанна (или имя Иоанна просто заменялось на «Давида»). Новости из Святой Земли вызвали в Европе прилив надежд на монголов как силу, способную оказать поддержку крестоносцам. Но разорение Батыем русских княжеств изрядно повредило идеалистическим представлениям о монголах как воинах «царя Давида». За этим последовало опустошение Венгрии Батыем в 1241-1242 годах. Поскольку монголы «дискредитировали» себя в глазах европейцев, легенде о пресвитере Иоанненеобходимо было вновь измениться, чтобы выжить. И очень быстро возник новый ее вариант, согласно которому монголы восстали против пресвитера Иоанна и убили его, после чего и начали творить недостойные деяния.
Не обнаружив царства пресвитера Иоанна в Азии, европейцы с конца XIII века начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»).
В 1321-1324 годах миссионер-доминиканец Журдэн де Северак, посещавший Африку и Азию, в сочинении «Описания чудес» уже отождествлял правителя Эфиопии с пресвитером Иоанном. На соотнесение пресвитера Иоанна с царем эфиопов, вероятно, повлияла и апокрифическая традиция. Согласно ей, один из ветхозаветных волхвов (Бальтазар) считался чернокожим правителем Сабы и, таким образом, наследником царицы Савской.
В XV веке Колумб предпринял свое путешествие во многом из-за стремления обнаружить «Великую Индию», где, по легенде, правил пресвитер Иоанн. Тогда же стремление найти царство таинственного пресвитера побуждало португальского инфанта Генриха Мореплавателя поощрять своих подданных на новые географические открытия.
Португальцы проникают в Эфиопию и действительно обнаруживают там христианское государство. Однако оно мало соответствовало той картине сказочных богатств, которую рисовала легенда о пресвитере Иоанне.
Позже, в связи с ухудшением положения Эфиопии из-за успешных завоеваний имама Ахмада аль-Гази эфиопы сами начинают нуждаться в военной помощи со стороны португальцев. Эфиопия постепенно перестает отождествляться с землей пресвитера Иоанна.
К 1530 году относится последняя волна распространения по Европе «посланий пресвитера Иоанна», которые, однако, не нашли особого отклика. Но в европейской картографии царство пресвитера Иоанна приживается на неожиданно долгое время. Вплоть до 17 века нидерландские и португальские картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или империи пресвитера Иоанна», расположенной в Восточной Африке. Отсылки к легенде о пресвитере Иоанне можно найти в самых разных произведениях: от романа Умберто Эко «Баудолино» до песен Бориса Гребенщикова и современных комиксов.