Прошлое

Чем русские казаки отличаются от украинских?

2017-04-11 23:52:31

Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.

Дон полюбили русские казаки, Днепр - украинские

Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки считали своей родной рекой Днепр. Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага. Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием - им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.

Первые упоминания в летописях

Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «...Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ...» В 1489 году появилось первое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр. Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования первой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.

Лица белые и смуглые

Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь тюркских народностей – черкасов-адыгов.

Галушки против щей

Созданный писателями – Гоголем, Шевченко - характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости. А вот об образе жизни русских казаков отзывы былималоприятные: смесь монастыря и казармы – вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении. Украинский казак - горячий поклонник национальных блюд. Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные. Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.

Шаровары с лампасами

Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным. Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, два пистолета, нож – вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца. На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан – бешмет, а сабля была главным оружием. Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.

Усы на голове и на лице

Внешний облик также отличался – запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове. Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою. С развитием иррегулярных войск во второй половине 19 века в моду вошла еще одна традиция, которая получила законодательную основу – по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду. В качестве украшения – это особенно ярко стало проявляться во второй половине 19 века – донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически. Серебряная серьга – еще один элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков. У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась. А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.

Отношения с властью и первые военные походы

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2017-04-13 11:33:07
    Пан Атаман Грициан Таврический
    Сергею Федяеву. Никогда Запорожские казаки не были украинскими. Это бред собачий с улицы Грушевского. Были казаки и южный народ. Из которого на войне с ляхами участвовали ОХОЧЕКОМОННИКИ или КОМОННИКИ. В современном понятии что то типа ополчения. В современной истории понятие запорожские казаки опозорено и взято за майданный образ разного рода неофашистскими прихвостнями и потомками недобитых ляхов. Вспомните хлопцев с майдана нэзалэжности с их оселедцами. Мало кто сейчас знает, что не все запорожцы носили оселедец на голове. А только потомки галаганов. Несущих свой род от скифов и омуженок - наших южнорусских амазонок.
  2. 2017-04-13 11:17:55
    Пан Атаман Грициан Таврический
    Валерию Алашеву. Катенька сдела, как Вы говорите, не 25000, а минимум 50-60 тысяч реестровых казаков. Полки тогда были полки, а не кастрированные до 1 тысячи по мирному времени как во времена СССР. Было тогда в реестре 36 полков. И я это хорошо знаю. Т.к. в Реестре Войска казачьего за 1875 год записаны и мои предки, как по материнской так и по отцовской линии. Почитайте также и Реестр войска казачьего 1649, 1756 и 1875 годов. А также историю Запорожской Сечи. Все эти документы сканированы и есть в открытом доступе. И ещё, я конечно не историк, но у меня складывается впечатление, что значение войска Донского в историческом равенстве Запорожскому несколько преувеличено. Исторические документы говорят, что на Дон, после упразднения Сечи был послан для дислокации один из полков. Странно звучит,да? Ведь на Дону, если верить художественной литературе, уже было своё мощное войско. Ну зто типа в Тулу отправили вагон самоваров. Или Китай на Али- экспресс массово заказывает самые разные дешёвые мелочи из России...
  3. 2017-04-12 17:21:06
    Валерий Алашеев
    Да и на ляхов и евреев всегда батрачили. А король польский так и сказал "Не бывать этому быдлу в сейме. А полков пусть будет 5- а то смута будет" Так их 5000 и сталось, а Катенька 25000 сделала, налоги убрала полностью-"Нечего русским казакам мзду жидам платить!". И стали казаки вооружаться и бить униатов, жидов и др. Вот волынская трагедия и есть отзвук той поры.
  4. 2017-04-12 11:35:03
    Сергей Федяев
    А когда запорожские казаки в украинских превратились? У Гоголя они везде как русские проходят. Да! Уж!!!
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках