Старец Капитон: самый таинственный еретик Земли Русской
Капитон – один из так называемых лесных старцев, инок-старообрядец, выступавший против распущенности нравов, а позднее боровшийся с церковными реформами Патриарха Никона. Капитон является довольно загадочной фигурой. Нет даже точных сведений о его смерти.
Дружба с царем и опала
Родился Капитон в простой крестьянской семье в селе Даниловском Костромского уезда. Где он принял монашество, неизвестно. Первые сведения о нем относятся к 1630-м годам, когда он поселился в Колесниковой пустыни. Есть свидетельства, что старец был лично знаком с царем Михаилом Федоровичем Романовым, предоставившим ему землю под скит. Постепенно там стали селиться и другие иноки, воспринявшие его идеи, что мирская жизнь ведет только к греху и вечной гибели и что необходимо отдалиться от Церкви, представители которой ведут себя неподобающим образом.
Это, конечно, не нравилось церковным властям. В 1639
году Патриарх Иосаф приказал закрыть Колесникову обитель, а Капитона отправить «на исправление» в Ярославский монастырь Христа Спасителя. Но тот успел скрыться и в конце концов перебрался в Вязниковские леса.
После никонианской реформы 1653 года Капитон остался в старообрядчестве. Он призывал поклоняться только старым иконам и креститься двумя перстами.
Постник и праведник
Переселившись в Вязниковские леса, Капитон собрал вокруг себя множество последователей, селившихся в кельях рядом с ним. Любопытно, что среди них были и женщины. Он выделялся среди других иноков своим одеянием, представляющим собой короткий, до пояса, плащ (затон), опоясанный цепью с двумя железными, а затем и каменными плитами-веригами (на груди и спине). Длина плаща не прикрывала ног: это делалось умышленно, чтобы нижние конечности пребывали в холоде.
Старец вообще проповедовал крайний аскетизм, даже спал, вися на крюке в вертикальном положении, и был великим постником. Даже на Пасху он вместо яиц вкушал луковицы красного цвета, предлагая их и своим ученикам. Учеников он заставлял поститься даже в обычные дни, а в среду, пятницу и субботу вообще ничего не разрешал им есть.
Поскольку Капитон открыто выступал против господствующей Церкви, его преследовали как духовные, так и гражданские власти. Ему не раз приходилось убегать от царских стрельцов, при этом он даже не снимал с себя вериг. Историк С. М. Соловьев называл Капитона союзником «опальных боголюбцев, обращавшим на себя внимание
необыкновенным постничеством и поэтому прослывшим праведником».
Мирно отошедший или убиенный?
Скончался старец в 1660-х годах. Место его погребения и по сей день остается в тайне. Меж тем он был так популярен среди своих последователей, что в официальных документах (например, в послании Игнатия Тобольского) старообрядцев довольно долго именовали «капитонами» — по имени их главного учителя и наставника. Несколько учеников Капитона — Прохор, Вавила и Леонид, известные как Вязниковские мученики, — впоследствии стали
почитаться в старообрядчестве в лике святых.
Новообрядческая церковь попыталась сформировать в сознании верующих зловещий образ старца, утверждая, что он якобы занимался не подавлением плотских желаний, а самым настоящим умерщвлением плоти, уча поститься до смерти, а также устраивать ритуалы самосожжения. Однако Капитон не оставил ни одного письменного документа с призывами к подобным саморазрушающим действиям. Кроме того, среди его учеников не было ни одного случая смерти от поста или же самоубийства.
О самом старце Семен Денисов в книге «Виноград Российский» сообщает, что тот мирно отошел к Богу. Хотя есть и другие версии его смерти. Так, в старообрядческих синодиках ХVII-ХVIII веков Капитон упоминается в числе «Вязниковских убиенных пустынников». Но кем и при каких обстоятельствах он был убит, нигде не сказано.