Прошлое

В каких богов верили русские до принятия христианства?

2017-05-04 23:18:00

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» - калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Трудности

Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.

В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).

После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.

В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году - книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году - нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.

Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) - тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.

Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?

Боги

Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).

Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.

В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь»....

Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.

Даждьбог

Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.

Стрибог

Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Симаргл

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Мокошь

Единственная женщина во Владимирском пантеоне - Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

Велес

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь - «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.

Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».

По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.

В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых - несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец - просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2017-05-05 14:19:48
    Андрей Васютин
    "Приятно иметь славянские Веды!" - Веды и есть славянские))) Соловьев пишет, что никто не знает откуда мы пришли на эту территорию...и я с ним согласен, не жили мы здесь, поэтому и памятников нет. Я хочу верить в сказку о том, что пришли мы с берегов Черного моря, тогда когда оно было еще пресноводным озером и не пришли, а бежали, от океанской волны которая уничтожила нашу культуру и превратила пресноводное озеро в "соленое море" в котором дно покрыто многометровым слоем ила из погибших в соленой воде пресноводных растений и животных. Тот потоп, от которого спаслись Ной с семьей на горе Арарат, дает представление о величине волны от которой бежали наши предки, и, судя по всему, времени было не много, после того как осознали опасность, так как бежали без всего, буквально "в чем мать родила".
  2. 2017-05-05 12:24:25
    Garri Hakobyan
    Енот Полоскун по своему прав,хоть я и не специалист, но ведь, изначально все цивилизованные народы говорили на одном языке о том и Завет и Веды упоминают, сохранился лучше всего к стати этот праязык, суть ведический, в армянском, это потому, что праотец армян hАйк(потомок Йофета Ноева) единственный отказался строить Вавилон и позже убил царя демона Белла Вавилонского,потому в арм. а ранее в арамейском (от Арама арм. царя, не еврейского, евреи украли арм. культуру у уничтоженных племен арм. как Гиксосы и Амалеки, даже их Егова и обрезание от Амалеков взято) сохранилось древнее, но и в др. языках он присутствует... Что касается Хорса-то очевидно это от "Хор(а) са"(этого звука, что в скобках, нет в русском, не "ы" пероизнесенное как "а", неслышный звук)-"Хор(а) са"-"Это Хор(Гор)"-"сын Осириса и Изиды- Солнцем Египта его еще звали" к стати верно не "Хор", а "hорa(Гора)), а Изида , Осирис, Нефтида и Сет быжали по ведам от Паращураамы на сколько я помню из Индии на летающем средстве, ну как у египтян- Птах родил их, и они были Арии из кшатриев, то есть следовали Ведам, даже их йога схожа с индийской, проще лишь,Арии-то есть от "hАрэ"(Йаджньйа, Зевс, Перун, hИндра, Царь Небес, Сакра(Чакра),...) в арм. сохранилось несколько слов поясняющих слово святое Арий, оно очевидно искажено, но звучат очень пожоже- "арйун"-"кровь", "hАйр э"-"Отец"...,к стати от Гора(Хора) очевидно слова Гора, он ведь был во главе Египетского гарема(ведическая сиддхи) то есть пирамиды Египта, его еще звали и жемчужиной,он об'единил Египет,русское "гора" и "гордость" и уже от отравления христианством- "горе" и "горечь", а О'сирис и Изида представляют в Солнечной системе (в Уре) Маха Вишну (Сверх Душа) (шестиконечная звезда символ личный О'сириса, сам знаю, бывал видел, сам получал, обитель их в Поясе Ориона, звезда цвета фиолетовый пурпур, как разряд ртути высокого давления)...Далее "Перун" от арм. "Пера(Бера) ун(а,и)"-"Приносящий(Владыка)","Сварор" звучит как санср. (ведическ) "Свара" и "Ишвара", корень "Вара" в арм. сохр. "Вара"-"Розовый(красивый,выдающийся)" или "вара"-"зажег" или "вспахал" видимо от "Са-вара"-"Это пахарь" или "это пашут", аналог бога "Халди"-"пахаря", естьеще в санскр. дух. слово "Варна" и оно корнем от "Вара"-"пашня", по сути "колхоз(семья)" изначально, те кто вместе пашут, в данном случае суть духовная, типа апостолов, (знал бы я хорошо арм. и грабар и восточн. и западн. вообще бы все считай по смыслу перевел бы, и арамрйский бы понимал истинно, не как иудеи и ассирийцы преподносят...,"л'а(л'э)"-"быть" , "Велеса"-"Виэ лэ са"-"Этому быть"-суть "Веды, знание", "Стри" схоже с "С'ти"-""Лги", к стати "Стырить"-"украсть" русское от него очевидно происходит как и "стричь" вероятно изначально тоже украсть, "состричь", "Са тhрик э"-"Это навоз"-"Дерьмо"с арм., "С'кот"-"Скользкий" с арм., если "Са кота"-"Это ручка", а вот "коти'ка"-"родничок(макушка)"-"Са котика"-"Это макушка" суть "это главное"- то есть "скот" был главным тогда для выживания, "М'ко э са"-"это мышиное" или из сокр. "м'ко"-"Микаэл"-то есть "Это Михаил" или если "Мого са(моhэ са)"-"Колдунья это", "Пара-с'кhе-ван"-"Духовной печали обитель" или "Танец горя обители" а если не "ван", а "ва"-"удивление", а "вай"-"ой", ну беда-то есть, "Симаргал" ну, "Си-Зи-са-the"-"это", "марка(марга)"-"метка", "Си-мар(а)-гал(а)"-"Это пршел Мара(искуситель)", или "Си марга"-"Это меченный" аналог "Зи хала" на пример...вообще-то в санскр. солнца царь- "Сурйа", в Египте он "Ра"(очевидно сокращение от "Сурйа"), "Амон", "Атон" и еще есть в исламе из Индии видимо "Сун'а",арм. "Арев(а,э)", к стати очень напоминает "Ариев", их Бог, Бог брахманических(тех, кто поклонился Творцу), и "айрел"-жечь" - "Солцепоклонники(Зороастристы)" тоже от этого ведич. учения и именно через Солнце дается жизненная энергия и здоровье и сила огня, видимо "Даждь"-"Дашь да", а "дождь"- скорее от "до ждать", "до"-аналог "джа"-"жизнь, душа", тоько "до"-"просто душа, жизнь, духовное семя", а "джа" это "огонь жизни, сила жизни зарождения души"...
  3. 2017-05-05 09:59:26
    Енот Полоскун
    Ну хорошо..,все заимствованно..,а что же наше?Может стоит пойти по другому пути и попытаться осмыслить сами имена старых богов..,именно там кроется разгадка..Согласен свами,что религия древних руссов похожа по структуре с религией греков,латинян,скандинавов,а это говорит о взаимопроникновении и общем корне.Теперь попробуем дешифровать имена славянских богов..Перун-..корень-ПЪР-первый,передовой,изначальный..,поэтому и главный..,Сварог-корень-свара..-ссора,брань,война..-поэтому бог войны,несчастий,разрушений...,Стрибог-корень-стры..-быстрый,стремительный...,поэтому бог ветра и летучих стрел-остры,подобны лучам-лук,луч и падающим звездам-астры..-бог ветра,быстрых течений,и опасности"остры"...,Даждьбог-корень-дажь,,да+жите.-дющий жизнь..,бог дождя и солнечного света..,Хорс..-он же хорус,хурус,кърс-бог земледелия и торговли.,корень-хора-вспаханная земля"ора".,от этого произошли названия..праздник первой борозды"хорда"..,назывался-Хора,,словяне хору пели,плясали,водили,..торговые города находились на побережье черного моря..,хорсев,он же коршев,корчев,керчь..,херсонес..,он же хорсон,корсунь,..по торговым шляхам зерно отправлялось на дальний торг-тамо торга..,он же таматарха.,он же тмутаракань..-потерянное ,но вновь вернувшееся Святославом княжество..,которое с успехом грабил Всеслав полоцкий,переграждая торговые шляхи земледельцам-потданнымХорса..,Макошь-корень-мак,маг.,наивысшая..ср."макушка"-осмелюсь высказаться,что главнее самого Перуна,ибо в период матриархата не мог музчина-бог быть создателем мироздания,ибо все в мире порожденно женщиной..жън.,он же ген,джин,чин,жен-созидающий,создающая..Велес-он же волос,вълс-корень-вилоси,въл-великий круговорот мироздания..,и кто сказал,что это,только"скотий бог"..христианин?..,тогда понятно,,а по мне это-великий бог,отвечающий за весь уклад человеческой жизни и время.
Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи