Главные мифы о казаках
Казаки — колоритное и многогранное сообщество. Каждый знает о них много интересных фактов. В представлении современников они смелые, ловкие, бесстрашные, отлично управляются с оружием, прекрасно держатся в седле. Но далеко не все знают о том, что казаки являются героями интересных мифов, каждый из которых можно считать частью истории этой этнической группы.
Хазарский миф
Это сказание пользовалось популярностью у некоторых казаков с конца XVII века и на протяжении всего XVIII столетия. Согласно ему казаки произошли от древних хазар.
Прототипом этого утверждения стал польский сарматизм, утверждавший, что шляхта произошла от древних сарматов и тем самым объяснявший ее вольности. По подобной схеме был выстроен и хазарский миф. Эта теория была популярна среди настроенных против России представителей старшины и интеллектуалов. Особой популярностью пользовался миф у окружения Ивана Мазепы.
Он нашел отражение и в «Конституции Орлика», генерального писаря Мазепы. Автор утверждает, что казаки стали православными еще во времена правления хазарских каганов. Однако российские историки считают эту теорию несостоятельной. Она имеет неопределенное происхождение, но стремится при этом к конкретной цели: не оставить даже намека на общее происхождение русских и украинцев. Хазарский миф пытался опровергнуть общее происхождение Малой и Великой Руси. Теория происхождения казаков от хазар разрывала религиозные связи Москвы и гетманской автономии.
Хазарский миф всегда существовал как альтернативная версия происхождения казачества. Он имел большое влияние на политическое мышление и исторические взгляды казацкой элиты.
Древнегреческий Ахилл был казаком
Существует миф о том, что герой древнего эпоса Ахилл имел казацкое происхождение. Появилась эта версия в XVIII веке, и придумали ее киевские бурсаки, занимавшиеся изучением классических произведений античности. Рассказывая байку казакам, они всегда были накормлены, напоены и получали всякие привилегии от благодарных слушателей. Тем не менее миф возник неспроста. Причина — в многообразии версий происхождения Ахилла у самих греков. По одной из версий, могилы героя показывали и почитали на островах в устье Дуная и в устье Днепра. А Тендеровская коса, которая расположена между Днепром и Перекопом, называлась «Ахиллов Дром». Вв результате раскопок на Кинбурнской косе были обнаружены остатки жертвенника, надпись с упоминанием Ахилла, найдены мраморные плиты с посвящением ему.
В образе Ахилла древние сказатели объединили несколько вождей. И тот из них, который жил в Поднепровье, скорее всего, киммериец, вполне мог быть предком казаков. Исторические исследования нашли схожесть в орудиях быта и оружии для военных сражений. Древние изображения показывают этот народ очень похожим на казаков: они верхом на конях, в папахах и зипунах, бородатые и крепко сложенные.
Помимо этого, существует множество неподтвержденных версий происхождения казачество. Известны мифы о том, что они пошли от печенегов, половцев, монголов, черных клобуков, черкесов, татар и истинных арийцев. Ни одна из этих теорий не нашла убедительных доказательств.
Пугачева скала
Миф о скале Пугач передается казаками из поколения в поколение. Он рассказывает о сотнике по имени Пугач, который жил в далеки времена, когда казаки защищали свои земли от набегов чужеземцев. По легенде Пугач со своей сотней предупредил казаков о нападении ханских воинов. А когда в неравном бою казацкое войско сильно поредело, Пугач со своими людьми вступил в сражение.
В самый разгар сражения Пугач вдруг повернул коня в противоположную сторону, его товарищи последовали за ними. Ордынцы решили, что они кинулись в бегство и последовали за ними, стремясь захватить их в плен. Казаки подогревали их азарт, периодически подпуская врагов все ближе.
Они пришпоривали коней и изо всех сил мчались к Бугу. И вот доскакали они до скалы, за которой был отвесный обрыв. Первым взлетел на нее Пугач, он крикнул «Пугу-пугу!» и, не сбавляя скорости, слетел с горы вниз, вслед за атаманом кинулись и его товарищи. Не смогли остановить резвых коней и ханские воины. Большая часть недругов слетела со скалы и наша смерть в бугских водах.
Так погибли смелые казаки, отведя недруга от своих земель и заманив его в ловушку. С тех пор эту гору стали называть Пугачевой.
Очарованные кавказкой царицей
Бытует среди казаков еще один интересный миф. Он рассказывает о том, как давным-давно бесстрашные казаки, не знавшие усталости и поражений в битвах, заинтересовали московскую царицу. Узнала она о вольных людях, отличающихся невероятной силой, которые на всех нагоняли страх, но при этом сами никого не боялись.
Захотела царица, чтоб стали они частью ее доблестного войска, и отправила к казакам своего главного вельможу Потемку. Приехал он к казакам, посмотрел на их мощь, смекалку, удаль и военные таланты и испугался, что они смогут его авторитет в государстве отнять. И придумал тогда хитрость — отдал им подарки якобы от царицы и передал будто ее поручение пойти на Кавказ за Черное море и взять в плен живой или мертвой местную царицу, которая якобы угрожает жизни царице московской.
Расчет был прост: вельможа был уверен, что, уйдя за Черное море, казаки не вернутся, войска той царицы их перебьют, а кого не убьют, того замучают. Казаки как настоящие рыцари поверили вельможе и, желая угодить московской царице, отправились в дальний поход.
Согласно мифу казаки и правда не вернулись на родную землю. Но вовсе не потому, что все погибли, — их приворожила заморская правительница. И когда казаки подошли к ее дворцу, она не стала посылать войско. Вышла к ним сама и сразила всех своей красотой. Казаки забыли цель своего похода и свои родные земли. Они остались на службе и царицы, защищали красавицу и ее земли преданно и самоотверженно.
По легенде Днепр долго страдал по своим вольным детям, вести о которых приносили ласточки, прилетавшие из-за Черного моря и купавшиеся в водах Днепра.
Миф о проклятых казаках
Этот миф возник из воспоминаний одного донского казака и рассказывает о становлении их герба.
Эта легенда — о том, что после сотворения мира и всего, что в нем есть, Бог расселил казаков по дикому полю и отправил к ним оленя. Благородное животное олицетворяло благосклонное отношение Создателя к этому народу. И запретил Бог казакам охотиться на оленя, только уважать и беречь его предписано было. Так и жили, мирно сосуществуя, казаки и олени много лет.
А потом случилась беда. С севера, где люди жили плохо и подчинялись царям, пришли чужаки в поисках лучшей жизни. Вторглись они в обустроенный быт казаков. Увидели, что и условия есть для жилья, и церковь православная стоит, и решили чужаки здесь обосноваться. Казаки сначала встретили их, как полагается: с оружием в руках, готовые к бою за свои территории. Но чужаки упали в ноги, поведали о своей тяжелой жизни и попросили их пожалеть. Казаки смиловались и разрешили чужакам остаться жить с ними.
Пришлые быстро обвыклись и осмелели настолько, что отправляли казаков биться за чужие земли. А пока они сражались на чужбине за веру и правду, на их родной земле настал голод. И тогда, забыв слово, которое дали Богу, стали они убивать друзей своих оленей и есть их мясо. И тогда грянул гром, и предстал перед казаками Бог, сказавший им, что не будет покоя больше и прощения живущим на донских землях. Повисла тьма, закружили ветра над грешными. Не думал Господь прощать ослушавшихся. Но вдруг среди толпы неистово заплакал младенец, а за ним следом еще несколько. И настолько пронзительным был этот детский плач, что сердце Бога оттаяло, не захотел он невинных детей наказывать за грехи их родителей.
И сказал Создатель казакам, что много крови они прольют, во многих сражениях поучаствуют, что будут смута и тяжелые времена. И лишь когда их крови прольется достаточно для того, чтобы заплатить за невинных убитых оленей, установится мир на их землях. А чтобы не забывали казаки о том, что было, Бог дал им герб с оленем, пронзенным стрелой,чтобы помнили казаки о своем грехе и проклятии. И по сей день в гербах некоторых казачьих войск присутствует изображение раненого оленя.