Какие бывают домовые?
Представление о духах, охраняющих домашний очаг и всех, кто живет в доме, есть у многих народов мира. Эти духи называются по-разному, но кое в чем они схожи.
Лары и пенаты
Самые древние из известных нам сегодня духов-охранителей домашнего очага, обитали в Древнем Риме. Звались они ларами и пенатами.
Лары связаны с домашним очагом, семейными трапезами, в усадьбах им посвящались деревья или рощи. Лары следили за тем, чтобы в доме все жили в ладу и мире между собой. Если хозяин был слишком жесток с рабами, они могли его наказать. Спасаясь от гнева хозяина, рабы бросались к алтарю ларов. Видимо, поэтому лары особенно чтились домашними рабами. К ларам обращались за помощью в связи с родами, инициацией повзрослевших членов семьи. Выходя замуж, девушка просила позволения у ларов своей семьи удалиться, а в доме мужа начинала свою жизнь с приношения на алтарь духов нового очага. Римляне считали, что добрые, хорошие люди после смерти становятся ларами.
Пенаты – в сущности то же самое, что и лары, но их функции несколько шире. Пенаты также принадлежали отдельной семье. Но были и такие, которые распространяли свое покровительство на целые города и поселки. Своих пенатов имел каждый город. Жертвы пенатам Рима приносились у очага в храме богини Весты. Разница между ларами и пенатами заключалась в том, что пенаты переселялись на новое место с членами семьи, если те, например, решали переехать. А лары навеки были привязаны к дому, очагу и к посвященным им рощам и деревьям.
Домовой
В России духа-охранителя дома зовут домовым. Впрочем, в некоторых областях его имя произносить нельзя, поэтому в ход идут иносказания: «старичок», «дедушко». Иногда бывало еще проще. Человек говорил: «Он давеча в доме расшалился» или «Гляди, как бы сам-то не рассердился», и все понимали, что речь — о домовом. В России верили, что когда Бог сверг с небес всякую нечисть, всех чертей и демонов, некоторые из них упали на жилища людей и оттого, что пожили бок о бок с людьми, сумели смирить свой зловредный нрав и сделаться добрыми покровителями дома. Домовой охраняет дом и всех, кто в нем живет, включая скотину. Днем он прячется за печкой, а ночью выходит. Он помогает хозяевам в домашних делах, и если в доме все живут дружно, трудятся и не отлынивают от своих обязанностей, домовой награждает своих хозяев тем, что у них все всегда ладится. Правда, при этом домовой склонен проказничать: прятать вещи, устраивать возню в сенях или за печью, пугать хозяев разными неожиданными звуками.
Домовой никогда не показывается людям, но уж если покажется, то это неспроста. Надо обязательно успеть спросить его: к добру или к худу? И если домовой глухим голосом ответит «К худу-у-у!», то жди беды. Выглядит он как маленький мужичок, одетый в порточки, рубаху и кафтанчик. Ни шапки, ни обуви домовые не признают. Их борода и волосы всклокочены, а все тело покрыто мягкой пушистой шерсткой. Переезжая в новый дом, хозяева брали домового с собой, бросали под печь лапоть и звали: «Дедушко, садись в сани», а потом тянули лапоть к порогу.
У домового есть супруга, ее зовут кикимора. Она помогает женщинам выполнять домашнюю работу, в особенности любит рукоделие. Но нерадивой и склочной женщине кикимора ночью могла перепутать кудель или сломать ткацкий стан. Еще у домового имеются братья. Их имена связаны с местами обитания: дворовый, овинник, банник. Это все добрые духи, но они склонны к озорству.
Брауни
Шотландцы называют своих домовых брауни. Они живут не в доме, а рядом с домом и не поодиночке, а целыми семьями. Если хозяева дома приглянулись семейству брауни, то у них появляются надежные защитники и охранители. Выглядят эти духи как маленькие человечки с коричневыми всклокоченными волосами и ярко-синими глазами. Брауни присмотрят, чтобы в дом не проникло какое-нибудь лихо, и выполнят ту работу, которую не успели сделать днем домашние слуги. Они стерегут кур от лисиц, заботятся о том, чтобы орудия труда не ломались. Хозяйки приберегают для них лепешки и крынки молока или сливок, но никогда специально не предлагают. Лакомство нужно просто оставить в таком месте, чтобы брауни могли их найти. Если они заподозрят, что им дают плату за их работу, они оскорбятся и уйдут навсегда. То же самое ждет хозяев, если они вздумают подарить брауни одежду. В этом случае духи дома считают себя свободными от своих обязанностей.
Кратте, ниссе, кобольды и другие
В северной Европе тоже верили в духов домашнего очага. Финны звали их кратти, скандинавы — ниссе, немцы – кобальт. Эти духи склонны к баловству и насмешкам. Они живут у очага, и хозяева жертвуют им «первинки» — первый кусок хлеба или мяса, первый глоток пива. Выглядят все эти духи примерно одинаково — как безобразные карлики. Цвет их кожи или одежды –– ярко-красный — от огня в очаге. Если хозяева трудолюбивы и добры и не забывают жертвовать «первинки», то домашние духи к ним благосклонны. Если же нет, то кобальты, как ниссе и кратте, могли устроить в доме настоящий хаос: они ломали мебель, забрасывали куда-нибудь нужные вещи, путали хозяйкам рукоделие.
Дуэнде
В Испании духи-охранители зовутся дуэнде. Это слово переводится как «дух», «домовой», невидимка». Выглядит дуэнде как маленький человечек, облаченный в яркую красную с зеленым одежду. На голове у него непременно шляпа или колпачок. Как и все прочие духи очага, дуэнде склонны к проказам и шуткам. Если хозяйка задабривала их кружкой молока или сладостями, они могли работать по дому и охранять покой его жителей. Но стоило им расшалиться или рассердиться, то в доме начинали сами собой падать и ломаться вещи, люди слышали чье-то пение и топот. Особенно беспокойными рассерженные дуэнде становились по ночам. При этом от них нельзя было избавиться ни молитвами, ни святой водой. Если дуэенде начинал бушевать и выживать хозяев из дома, то людям оставалось только уходить жить в другое место. При этом задачи дуэнде не ограничивались лишь заботами по дому. Дуэенде – еще и та сила, которая придает вдохновение и страсть певцам и танцорам. Исполнители фламенко не говорят о ком-то «в нем нет огонька», они скажут «в нем нет дуэнде».
Читайте наши статьи на Дзен